Salonendi.ru

Женский журнал "Леди"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Были ли в советских украшениях драгоценные камни? – Дмитрий Бегизов – Блог – Сноб

Были ли в советских украшениях драгоценные камни?

Поделиться:

Почти в каждой семье есть «фамильные драгоценности». Часто это бабушкины кольца и серьги, обычно советского производства, из желтого золота 583 пробы и с крупными драгоценными камнями очень хорошего качества: сапфирами, рубинами, александритами. Получается, почти всякая советская женщина могла себе позволить то, что в капиталистических странах стоило целое состояние?

Типичное кольцо с советским рубином (фото Etsy)

В советских украшениях были природные камни — чаще всего бриллианты из открытых после войны месторождений, иногда уральские изумруды. При Министерстве геологии СССР работало объединение СоюзКварцСамоцветы, которое регулярно открывало месторождения горного хрусталя, цитрина, топаза. Самые известные из них находятся на Полярном Урале, Волыни (сейчас Украина), Памире. Правда, обычно такие камни добывались попутно, вместе с пьезо и оптическим сырьем, нужным для оборонки. А например знаменитые яркие аметисты из месторождения Ватиха на Урале вместо внутреннего рынка шли на экспорт.

В качестве экспериментов выпускались небольшие партии изделий с топазами, иногда использовались поделочные камни: янтарь, малахит, чароит. Но больше всего в советских украшениях оказалось синтетических корундов: именно ими оказались «рубины», «сапфиры», «александриты» и даже «турмалины» из золотых украшений. Ни одного промышленно значимого месторождения этих камней в СССР не было, а гранить одинаковые яркие камни из копеечного сырья оказалось намного проще чем искать или тем более закупать натуральные самоцветы.

Экономика вопроса фантастическая, себестоимость камня 5 советских рублей, золота 10 рублей, работа ювелира пусть 5 рублей, а цена готового изделия в магазине 250-300 рублей, то есть почти 1000% прибыли! То есть в СССР кольцо с корундом стоило как две зарплаты инженера, хотя при нынешней рыночной экономике с гораздо более дорогим золотом может до 15000 рублей.

Слева и в центре — синтетический александрит, справа — корундовая имитация

В качестве александрита использовался даже не его синтетический аналог, а имитация — корунд с примесью ванадия, тоже меняющий цвет. Забавно что сейчас многие ювелиры, работающие с винтажными украшениями, разыскивают именно советские «александриты», потому что на дневном свету они более красивые чем современные, ограненные из азиатского сырья. Своего рода знак качества!

Увы, желающих продать задорого бабушкино кольцо с большим и невероятно чистым рубином обычно постигает разочарование: кольцо принимают по цене лома, а синтетический рубин не оценивают вообще, потому что в большинстве ломбардов такими камнями, не имеющими применения, наполнены целые мешки.

Были ли по-настоящему ценные украшения советского времени? Да, и большинство из них относится к периоду НЭП, когда частники и небольшие мастерские делали изящные украшения, часто с природными камнями, такими как уральские демантоиды. Правда, их часто ошибочно называют хризолитами, но это уже другая история.

Брошь с натуральными уральскими демантоидами (Фото Сов Арт)

Трендовые ювелирные украшения 2020 и образы, которые они дополняют

Ювелирные тренды 2020 года раскалывают нас на два больших лагеря: в первом собрались те, кто сходит с ума от минимализма. Тоненькие цепочки, узкие кольца, геометричные серьги были модными ещё в прошлом году, в 2020 же они становятся ещё проще и чётче по геометрии. Упрощение форм заставляет дизайнеров искать новые приемы выразительности, и в этом году на первый план выходит фактура.

В другом лагере оказались те, кому минимализм наскучил. В 2020 происходит настоящее восстание против любых ограничений и рамок. В моде всё то, что в прошлых сезонах было бы слишком: украшения с предельной детализацией, разноцветными камнями, огромных размеров, фантасмагоричные наслоения и сумасшедшие миксы – всё то, за что 5-10 лет назад стилисты разорвали бы вас в клочья.

Тренды ювелирных украшений 2020 года

Мода на ювелирные украшения с каждым годом становится всё более тесно связанной с модой на бижутерию. В то время как бижутерия стремится походить на ювелирные изделия, последние осваивают новые формы и перенимают от бижутерии долю легкомысленности и гротескности. При этом, если бижутерия очень быстро выходит из моды, модели ювелирных украшений обещают сохранять актуальность долгие годы. Золотое кольцо с расположением камней «кастет» – модель 2020 года, и вы можете быть уверены, что его дизайн не устареет через пару лет.

Цветные камни

Натуральные камни самых удивительных оттенков вдохновляют дизайнеров всего мира! Главный цвет 2020 по версии Pantone – классический синий, так что обзавестись синим сапфиром – первоочередная задача! Это могут быть небольшие пусеты с сапфиром или роскошные дизайнерские серьги «Крылья ангела» .

Читать еще:  Как называются серьги вдоль уха

Конечно, одного синего в 2020 году нам мало – актуальны любые прозрачные цветные камни, и теперь их принято сочетать в одном украшении, как в этом многослойном кольце с фантазийными сапфирами и рубином. Аметист, фантазийный сапфир, рубин, изумруд, топаз, гранат – всё это модно в классических цветах, но становится суперхитом в редких оттенках. Вот почему коктейльное кольцо с опалом, сапфирами падпараджа и зелёными гранатами – лакомый кусочек для ювелирных гурманов.

Фактурность

В предыдущие сезоны дизайнеры приучали нас к неклассическим фактурам, и мы искренне полюбили матовые поверхности. В 2020 список фактур невообразимо расширился. Особенно важным способ обработки металла становится в украшениях без камней – «бескаменке». Какая фактура актуальна в 2020?

  • Имитация примитивной обработки, как в этом золотом браслете-обруче – для дикого и необузданного образа;
  • «поцарапанные» грубым матированием поверхности – для небрежного стильного casual;
  • «помятое» золото, как в серьгах «Этно», для гламурного лука;
  • фактура «мокрый песок» для романтичного лёгкого образа.

Ювелирная мода 2020 контрастна, а потому абсолютно ровная глянцевая поверхность не менее актуальна, она смотрится оригинально после нескольких лет главенства матированного золота.

Жемчуг

До недавнего времени украшения с жемчугом ассоциировались у нас с образом «женщины за…» и вечерними нарядами. Сегодня жемчуг носят днём, и безо всяких возрастных ограничений. В украшениях современного стиля он смотрится отлично. Вы можете выбирать классический белый жемчуг, как в этих серьгах с бриллиантовым паве и жемчугом на подвижном подвесе, барочный, цветной жемчуг – главное, чтобы он был натуральным!

Гигантизм

Много узких колец на одной руке – мы уже и не помним, когда было по-другому. Коллекция сетов из узких ободков есть, наверное, у любой модной девушки. Теперь пора составлять сеты из крупных колец! Модные тенденции в ювелирных украшениях 2020 призывают: не надо стесняться! Надевайте всё и сразу! Можно позаимствовать у мамы пару перстней советских времен, добавить в сет папину печатку, разбавить этот безумный микс парой новых украшений, например, золотой змеей с сапфировыми глазками, или кольцом из белого золота с крупным цветком из сапфиров.

Гигантизм проявляет себя в моде на крупные цепи. Женщины могут смело выбирать себе цепи с плетением «бисмарк», которое ранее традиционно считалось мужским. Да, можно надевать по нескольку цепочек одновременно, при этом они могут быть разными по цвету металла, виду плетения, длине. Цепи можно носить как самостоятельное украшение, или добавлять на них подвески – крупные и геометричные, как эта подвеска «восьмерка» с бриллиантами, а также с крупными камнями, которые раньше прилично было носить лишь дамам элегантного возраста.

Многослойность

Связанный с предыдущим пункт. Несколько цепочек, колец одновременно, кольца из нескольких ободков – вместо нескольких узких колечек, как в этой модели с 5 бриллиантами или в этом двухрядном кольце с черными и белыми бриллиантами. При этом стоит помнить: многослойность в комбинации украшений, крупные подвески и серьги хороши с простой одеждой. Всочетании со сложными многослойными нарядами они превратят вас в цыганку. Если вы не планировали создать образ в стиле бохо, выбирайте что-то одно!

Сегментированные украшения

В 2020 году модны «собранные по частям», «разорванные» и «разрезанные» украшения. Например, это кольцо из красного и белого золота с бриллиантом как будто соединено из отдельных элементов, в этом обручальном кольце кто-то явно вырезал кусочек ободка, а кольцо из белого золота сделали из отдельных кубиков с начинкой из бриллиантов.

Цветочки-бабочки

Многие модные ювелирные украшения 2020 из золота имеют флористический или анималистический дизайн. Детализированные цветы, зверушки и насекомые (в особенности последние) можно встретить на серьгах, кольцах, браслетах, подвесках ведущих домов моды. Да, в 2020 дизайнеров волнуют насекомые, ведь украшения с ними – это волнующее сочетание прекрасного с пугающим. Если огромный скорпион во всю руку для вас too much, примерьте золотые серьги-пусеты с пауками.

Что ещё можно сказать про ювелирные украшения по моде 2020?

  • Мы продолжаем смешивать в одном образе золото разных цветов (белое, красное, жёлтое), и по-прежнему надеваем вместе золото и серебро.
  • Мы перестали стесняться носить украшения комплектами – серьги, кольца и подвеска в одном дизайне больше не в табу.
  • Актуальны природные цвета, свойственные натуральным камням.
  • Золото и серебро сочетаем с кожаными украшениями.
  • Не забываем о главном аксессуаре 2020 – серьгах. Длинные, в т.ч. ниже плеч, большие обручи, каффы, моносерьга, модели, закрывающие мочку уха, простые геометричные пусеты и элегантная классика с камнями – со всем этим вы будете в тренде.
Читать еще:  Как снять серьгу гвоздик от пистолета

Петербургский ювелирный завод Дива – это трендовые украшения, которые становятся любимыми! В фирменных салонах Дива вы можете приобрести золотые и серебряные ювелирные изделия без посреднических наценок. Выбирайте лучшее качество и первоклассный сервис!

А были ли драгоценные камни в советских украшениях?

Есть у меня одна история, связанная с ювелирными украшениями конца советской эпохи. Мне тогда было 12 лет. Я мало что понимала в драгоценных камнях и украшениях.

В школе была дискотека, и мама мне дала «надеть» свой любимый золотой перстень с рубином. Кольцо очень подходило к моему красному платью, и я была очень рада.

К сожалению, в тот день я не вернула кольцо маме обратно. Перстень мне был существенно велик, и я даже не поняла, как он соскочил с руки.

Пошло много лет, мама давно уже не расстраивается, получив в подарок другие украшения (ей потом понравился хризолит с бриллиантами).

А я задумалась, а ведь скорее всего, вместо натурального рубина там был синтетический корунд, выращенный методом Чохральского с добавлением микроскопических долей хрома.

А сколько же еще было таких камней популярных в конце советских времен?

Популярные советские украшения с камнями

К сожалению, название сапфир, рубин, аметист обозначали в советское время цвет камня, а не его название.

1. Советский рубин — синтетический корунд, выращенный методом Чохральского, оказался очень выгодным предприятием. Себестоимость искусственного камня плюс золото плюс работа ювелира равно 20 рублей (советских).

2. Советский сапфир — синтетический корунд, выращенный методом Чохральского. Искусственный корунд изначально бесцветный, лишь с помощью примесей достигается нужный цвет.

При Министерстве геологии СССР существовало объединение СоюзКварцСамоцветы, которое активно открывало и закрывало месторождения. Так вот, месторождений сапфиров и рубинов в СССР открыто не было.

3. Советский александрит — синтетический корунд с александритовым эффектом. В основу был взят тот же искусственный корунд с добавлением примеси ванадия.

Могу сказать, что сейчас у коллекционеров спрос на винтажные советские украшения с александритами: ведь имитация получилась настолько хорошей, что стала цениться в ювелирных кругах, как лучшая имитация в мире!

4. Советские изумруды — натуральные изумруды, синтетических не делали. Вставки были из светло-зеленых изумрудов (я бы их назвала бериллами хорошего качества).

Еще были вставки из великолепных демантоидов (зеленый гранат, называемый «уральский изумруд»), так вот их качество было превосходным.

5. Советские аметисты — натуральные аметисты до 1960-1965 годов, потом месторождение на Урале закрыли и стала появляться недорогая синтетика.

Знаменитые ярко-фиолетовые аметисты с Урала (месторождение Ватиха) по неясным причинам реализовывались на экспорт, а не на внутренний рынок.

6. Советские топазы — натуральные топазы, но здесь ситуация не однозначная. Топазы у нас на Урале были (их называли «тяжеловесы» за большой удельный вес). Но почти в любом случае их облагораживали, как и сейчас, для получения красивого оттенка цвета.

7. Советские бриллианты — натуральные бриллианты. Конечно, качество советских бриллиантов по современной российской системе оценки можно оценить, как 4/5 и ниже, где 4 — цвет бриллианта, 5 — чистота бриллианта, исхожу из собственного опыта работы геммологом в ломбарде несколько лет).

Неужели все было так грустно с ювелирными украшениями в советское время?

Если говорить о сапфирах, рубинах и александритах — да!

Но были и другие натуральные камни, которые вставлялись в советские украшения — демантоиды, янтарь, чароит, горный хрусталь, опал и др..

Так же прошу заметить, что качество золота (583 проба, 750 проба), качество застежек в серьгах или браслетах (классический английский замок), и даже качество синтетически выращенных камней было на очень высоком уровне.

Красные камни из СССР. Админ: Это и есть Рубины. Только синтетические.

Уважаемые специалисты! Много раз видела у бабушек ювелирные изделия произведенные в СССР с какими-то красными камешками. По виду ювелирный ширпотреб. Все бабки как одна утверждают — это рубин! Камни довольно крупного размера и чистые. Я думаю, что были бы это рубины — это ж цельное состояние. Так что же это?

Читать еще:  Шоколад для украшения торта

Елизавета, действительно ВСЯ ювелирная промышленность СССР была основана на использовании в качестве материала вставок ювелирно-поделочных камней (амазонит, нефрит, яшмы, обсидиан черный и др.) и синтетических камней. В основном рубинов. Сначала рубинов — отходов военного (лазерного) производства, затем рубинов, выращенных специально для ювелирного использования. Еще выращивались александриты (те же сапфиры, легированные ванадием) и, собственно, синие сапфиры. А еще мы (были) впереди планеты всей в деле выращивания искусственных изумрудов. А свои НАТУРАЛЬНЫЕ александриты и изумруды с Малышевского месторождения вывозили всеми правдами и неправдами за границу. Так что практически 99.9% всех прозрачных камней в Советских ювелирных изделиях были синтетические. Кстати еще и огранка этих камней была АБСОЛЮТНО НЕ ПРАВИЛЬНАЯ. Сделаны ювелирные вставки были без учета оптических особенностей корунда и жесткой размерной симметрии определенных форм огранки. Кто на фабриках Союзкварцсамоцветов точил кабошоны, тот и гранил синтетические рубины. А это совсем другая работа. Всем успехов, однако.

Чуть-чуть не так. В начале (до 60-х) ювелирная промышленность СССР была ориентирована на вставки из Чехии. Надо же помогать друзьям. Ну,а после да. всё так.

Что это было? Пироп из Чехии или Чешское стекло?

Стекло. Знаменитая чешская бижутерия. Красное занимало при этом мало места. Много было опалового и . Ну, которое с плёнкой на поверхности. Опалисцируещего, что ли. Надо было дать работу чешским заводам. Чтоб не думали, что при социализме нет работы.

Пр этом дали работу чехам так хорошо, что когда вернулись к вставкам из поделочных камней (на Урале!) заводчане стали это преподносить как своё огромное достижение. Будто они это сами придумали. Хотя такое еще при царе практиковалось.

Ну,а советское стекло тоже вставляли конечно. Его-то как раз проще простого вычислить: обратная сторона вставки покрашена «золотистой серебрянкой» — чтоб сверкало, да.

Да, действительно, покрашенные посеребренные павильоны у стеклянных ограненных вставок помню отчетливо. И мистики переливающиеся (те самые с покрытием) были тоже, видимо из Чехии. Сейчас это называется Сваровски. Так вот и Чехи и Сваровски Своровски это самое из Мурано — с острова напротив Венции. Там мастера фряжские (итальянские, стар. рус.) напыляли на стекло пленки перегретым дымом всякого сложного состава. Дым «въедался» в еще мягкое стекло, создавая на поверхности мягкие «цвета побежалости — в основном желтые. Чехи использовали уже физику массопереноса в вакуумных камерах. Ну а последние мистик «топазы» — отголоски военных технологий антирадарных покрытий и полупроводниковых гетероэпитаксиальных технологий. Напылять оксиды и металлы на все подряд поверхности начали для создания технологии «Стеллс». После того как США потратили триллионы долларов на Стеллс, Советский математик Уфимцев показал, что если слегка изменить частоту пеленгации, то все «Стеллсы» опять становятся видными на локаторах как миленькие. Правда потом, после его приглашения в США Уфимцев ПЯ, фактически там остался. Однако все технологии Стеллс были разработаны «в трубу». Но и у нас тоже напыляли тонны золота и серебра на тонкие целлофановые пленки-ленты, которые при разбрасывании с самолетов должны были наводить катастрофические помехи радиолокации. Догадываетесь, почему именно золото и серебро нужно было напылять? Не подумайте, что из-за высокой электропроводности. Эти металлы сбывать было легче.

Внесем однако в сообщение Игоря поправочку. Ювелирно-поделочные камни стали внедрять в качестве вставок ПОВСЕМЕСТНО И ПЛАНОВО и не только на Урале. Как раз заводик Урал-Кварцсамоцветы ваял крупномерные изделия для залов всяких и комнат приемов. А вот Центр Кварц, и особенно Север-кварц самоцветная фабрика в Медвежегорске выпускала амазонитовые, яшмовые, нефритовые, агатовые, хризопразовые (из тиманского халцедона, технология химического тонирования без красителей утеряна безвозвратно), сердоликовые вставки ТОННАМИ и МИЛЛИОНАМИ ШТУК. Сотни тонн отвалов и просто хороших камней до сих пор покоятся под водами Онежского озера, которое и сейчас омывает бывшую территорию фабрики с трех сторон. А про Урал Квацсамоцветы там вообще отдельная и жуткая после перестроечная история. Пока раскрытию не подлежит. Живы люди еще. А Вам всех успехов.

Спасибо за разъяснение природы советских камней в ювелирных изделиях. У моей мамы есть большой перстень с темно-красным «рубином». Куплен где-то в середине семидесятых. Вот уж не думала, что народ так обманывали.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector