Salonendi.ru

Женский журнал "Леди"
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русские и татары: общая судьба и общая беда

Отношение татар к русским

Русские и татары: общая судьба и общая беда

Отношение между русскими и татарами осложнено чрезвычайно засоренностью общественного создания и тупиковым состоянием этнополитической науки. Действительно, предельно оскорбительная для русских фраза “потри русского – найдешь татарина” (образ нечистоплотности, двуличности, неестественности) повторяется порой без всякой задней мысли и даже с благим намерением продемонстрировать родство двух народов. С другой стороны, старинная русская пословица “незваный гость хуже татарина” также оскорбляет нынешних татар, которые никак не могут быть отнесены к смысловому контексту пословицы, содержащей указание на “басурманина”. Прежнее общее простонародное именование множества нерусских периферийных народов (“татары”) совершенно нелепым образом переносится в современность – как если бы всех европейцев мы называли бы до сих пор “немцы” или “латиняне”.

Серьезным дестабилизирующим фактором является неверное представление о русско-татарских отношениях как об отношениях равнокачественных субъектов. В действительности, верной позицией было бы полагать, что “русскими” именуется множество близкородственных этносов, сохранивших свои особенные антропологические черты и территориально-культурные локусы, в совокупности с русской общностью городского типа, в значительной степени нивелирующей эти различия. Напротив, татарский народ может быть представлен двумя крупными группами с выраженной (и весьма различной) этнической доминантой – крымские и поволжские татары, плюс городские татары вне мест компактного проживания татар, в значительной степени ассимилированные и составляющие обрусевшую “периферию” татарского этнического ядра.

Оставляя в стороне проблему крымских татар, можно говорить о том, что в Российской Федерации русско-татарские отношения сводятся к трем типам контактов: 1) отношения внутри татарской этнотерриториальной “вотчины” (Татария), где деловые и культурные преимущества татар обеспечены административными методами и этнополитическая ситуация характеризуется этносоциальным расслоением; 2) отношения вне этой “вотчины” в сельской местности, где этническая дифференциация менее заметна, но все же обеспечивает некоторые признаки межэтнического взаимодействия в противовес межличностному; 3) отношения вне татарской “вотчины ” в средних и крупных городах России, где этнические различие перестают играть существенную роль, а землячества и религиозные общины скорее имитируют объединение, чем отражают действительное проявление этнической идентичности.

Таким образом русское, достаточно однородное (но многонародное) этническое пространство обнимает татарский анклав, размывая его “периферию”, в которую Татария постоянно поставляет новый этнический “материал”, проходящий неизбежное обрусение (по данным советского периода до половины браков у татар были этнически смешанными, у великороссов – 17%, у русских народов в целом – не более 13-15%). Последнее обстоятельство не может не вызывать недовольства среди провинциальной татарской интеллигенции и у социально слабых слоев татарского сообщества, которые совместными усилиями начинают искать виновника будто бы навязанного им невысокого социального статуса. Эти поиски заканчиваются в этой весьма малочисленной, но политически шумной группе формированием “образа врага”, редко относимого на счет конкретного русского человека, но с уверенностью фиксируемого на русском народе (русских этнических группах и русской нации в целом). Отчужденность от русского большинства и большой культурной традиции закрывают Татарию для процессов модернизации и превращают ее в “маленький Казахстан”, анклавом вклинившийся в Россию, что противоречит интересам большинства татар, но вполне удовлетворяет амбиции этно-номенклатуры и агрессивного альянса провинциальной интеллигенции и маргиналов.

Ответная реакция русского населения Татарии – повышенная неприязнь к доминирующему меньшинству и поиск источника своего незавидного социального положения среди окружающих татар. Так, после “дефолта” 1998 года 15,0% русских в Татарии определенно фиксировали наличие напряженности в межэтнических взаимоотношениях. Среди татар таких было лишь 7,7%. Этническая номенклатура Татарстана подогревала и подогревает этот тлеющий раздор мерами по вытеснению русского языка и местническим этно-культурным протекционизмом, дополненным прямыми этническими привилегиями, вводимыми методами этногрупповой солидарности.

По данным социологических исследований в (Набережные Челны, 1999) 36,7% русских и лишь 6,2% татар считали, что их национальность затруднит продвижение вверх по профессиональной иерархии. Напротив, 15,5% татар и только 5% русских, посчитали, что их этническая принадлежность повышает шансы на должностной рост. Негативные карьерные ожидания русских составляют 62,7% (шансы на продвижение русских считаются менее предпочтительными) 10,2% русских считают, что у русских вообще нет никаких надежд на повышение в должности. Для татар же 83,1% русских видят явные карьерные предпочтения. А вот в обратной ситуации цифра совсем иная – лишь 15,4% татар признают наличие каких-либо предпочтений для русских.

Наиболее показательны ответы на вопрос, “существует ли этническая дискриминация?” Ответы среди респондентов распределились следующим образом:

Заметим, что в данном случае конфликтность оценивается гораздо выше, чем в случае оценки межэтнической напряженности, которая относится респондентами к взаимодействию между народами. А в случае, когда речь заходит о дискриминации, претензии направлены скорее к власти, к клановым группировками, осуществляющим дискриминацию. Как показано ниже, русские и татары в целом высказывают очень высокий уровень симпатий друг к другу. Получается, что татары распространяют негативное отношение к федеральной власти с ее либеральным западничеством (а в недавнем прошлом – с интернационал-коммунизмом) на русских, а русские жители Татарии распространяют недовольство этнократической властью и ее сепаратистскими наклонностями — на татар. Власть федеральная “россиянская” и власть региональная “татарстанская” становятся причиной раздора.

Можно обобщить приведенные данные, заключив, что русские в Татарии считают власть чужой для себя, а татары (за исключением, вероятно, тех, кто находится в самом отчаянном положении и проявляет негативизм по любому поводу или же недоволен прорусским “оппортунизмом” татарских властей) – своей. Причем оценка “свой”-“чужой” формируется по этническому признаку только по ряду вопросов, в остальном же русские и татары порой даже не замечают насколько близки из взгляды на жизнь .

Увы, татарские исследователи, “политкорректные” к татарским властям, объясняют эту ситуацию всего лишь капризностью русских, будто бы имевших привилегии в советский период и теперь, якобы, остро переживающих их утрату. Русские становятся виноватыми во всем – и в коммунистическом тупике прошлого, и в либеральном тупике настоящего, а татары (прежде всего татарские номенклатурные “верхи”) выводятся из зоны критики.

Исследователи социальной ситуации в Татарии определили, что значительной дифференциации этнических групп по критерию уровня дохода обнаружено не было. И действительно, по уровню доходов русские и татары имеют практически одинаковую стратификацию. За исключением “хвоста” распределения, который исследователи “не заметили”. Но именно этот “хвост” показывает, что среди татар в Татарии выделилась особо привилегированная группа, которую хотелось бы назвать “татаро-монголы”. Это горстка людей с высокими (3,1% с уровнем дохода свыше 3000 рублей на члена семьи – 1999 год) и сверхвысокими доходами, состоящая практически исключительно из татар.

В целом по России ситуация меняется – доля татар в населении с высоким уровнем дохода оказывается примерно вчетверо меньшей, чем для русских. Данное обстоятельство говорит о достаточно невысоком материальном уровне тех татар, которые лишаются привилегий, предоставленных им в своей “вотчине”, и вынуждены конкурировать за место в жизни наравне с другими мигрантами .

О формировании “татаро-монгольской” номенклатурной касты в Татарии говорит один примечательный факт. Презентационный спецвыпуск парламентского журнала “Российская Федерация сегодня”, посвященный Татарстану, представил более сотни фамилий административных и деловых “верхов” республики. Среди них затесалось лишь три русских фамилии. Притом что русских и татар здесь проживает примерно поровну.

Надо сказать также, что “равенство для неравных” — обрушение материального уровня для всех профессиональных категорий и сведение его к единственному – имеет место не только в Татарии, но и в России. Материальные преимущества групп, связанных со сложными видами труда (наука, высшая школа, высокотехнологичное производство), в основном осваивались русскими, традиционно имеющими большую склонность к такого рода деятельности , чем татары – трудолюбивые и дисциплинированные аграрии и ремесленники. Теперь же “равенство для неравных” трактуется татарскими интеллектуалами как определенный шанс выровнять положение и добиться для татар большей вертикальной мобильности и проникновения в неосвоенные ранее профессиональные группы. Ясно, что в этом случае речь идет о прямой дискриминации русской интеллектуальной элиты и в целом высокопрофессиональных кадров .

Читать еще:  Я устала от таких отношений

Важнейшим фактором, определяющим отношение между русскими и татарами является религиозный фактор.

Об особенностях отношения русского и татарского населения Татарстана и России в целом к конфессиональной принадлежности кандидатов на пост регионального лидера (в % по столбцу) можно судить по таблице:

Татары

Татарин либо насквозь хорош, либо насквозь мошенник.

»— Народная поговорка

Татары (самоназвание — татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркоязычный народ, живущий на территории бывшей Золотой Орды и много еще где. По религиозному признаку в основном мусульмане, но некоторые, чтобы не принять ислам от Ивана Грозного и поляков с Габсбургами, приняли от них христианство разных модификаций (ПГМ, КГМ и ПроГМ).

Содержание

[править] Username

Это татарин по версии российского кинематографа

Это настоящий татарин

Сначала татарами назывались чуваки, тусившие на севере от Великой китайской стены. Они так годно набигали на корованы, что китайцы начали все народы, жившие севернее Китая называть татарами. В том числе и монголов. Что ЛПП ибо в китайских летописях записаны следующие сорта татар: Айригуд татаар, Буйригут татаар, Жуйн татаар, Цагаан татаар, Алчи татаар, Дутагут татаар, Алхуй татаар, Тариат татаар. это совершенно не китайские слова, но монгольские Которых в летописях отличали от собственно монголов, кереитов, меркитов и найманов (хорошо у китайцев работала контрразведка пристально следившая за ближайшими соседями). Надо сказать, что сам Темучин Есугеевич Чингисхан так любил татар, что устроил им поголовное истребление. Но современники не шибко разбирались, кто есть кто, и по старой памяти продолжили называть татарами сначала монгол, а потом и вообще ВСЕ население Золотой Орды.

Альтернативная версия подмены монгол на татар в русском языке говорит о том, что татары были покорены монголами самыми последними (что на самом деле ЛПП), и соответственно именно их-т.е. татар- =монголы пускали в первых рядах в качестве «штрафбата» а-ля Жуков на штурм русских (и не только) крепостей, естественно для большего количества потерь, поэтому и немногочисленные пленные были именно татары, а не монголы. Вот так и произошла путаница. Более реалистичная версия, это то что сыну Джучи (а следовательно и Батыю — являющемуся сыном Джучи), достались в его войско именно проштрафившиеся татары.

«Монголо-татары» — чисто российское изобретение и пример взаимоисключающих параграфов, примерно как современное выражение «иудо-фашизм». Чингисхан татар НЕНАВИДЕЛ (что не помешало ему жениться на татарках), потому что его папаша подавился именно татарской мацой, и услышав про «татаро-монгольское» засрал бы кирпичами. И потому устроил татарам красную свадьбу, перезарезав на свадьбе всех татар мужского пола ростом выше колеса телеги, что ему не мешало трахать своих жён-татарок, от которых естественно родились дети. Наследства им, увы, не досталось.

По поводу значения слова татар имеются разные версии. Одни выводят этимологию этого слова от «горного жителя», где «тат» якобы имеет значение гора, а «ар» — жителя. Встречаются попытки объяснить этимологию «татар» от тунгусского слова «та-та» в значении «стрелок из лука», «тащить», «тянуть», что также сомнительно. Наиболее правдоподобная версия: в этнониме «татар» первый компонент «тат» можно сопоставить с одним из названий древнего иранского населения. Первоначальное значение слова «тат» скорее всего — «иранец», «говорящий по-ирански». Тут подробнее.

[править] Версии появления

Этногенез татар является постоянным генератором срачей в этих ваших интернетах. Всего существует три основных теории.

Татаро-монгольская теория. В представлении 95% жителей этой страны является единственной. Согласно этой теории злые кочевники из Монголии набижали на Русь во главе с Батыем, и причинив неудобства русским князьям, запилили государство да так и остались там проживать. Теория пользуется бешенным успехом у поцреотов. Причем как татарских, так и русских. Первые пишут книги, в лучших традициях Гумилева и пускают скупую мужскую слезу по временам, когда их пращур Чингисхан всех труба шатал.

БОЛГАРЫ ИЛИ ТАТАРЫ ? . Булгары тюркского происхождения! Прежде были язычниками! Ареал проживания был в Волжска — Камском регионе и пред Уралье! Жили в небольших селениях! И вели полукочевой образ жизни! Ловили, рыбу занимались земледелием и скотоводством! Воевали с хазарами, варягами, уграми, ушкуйниками! Язык Булгарский сохранился у Чувашей! Так как они единый народ! И остались носителями Булгарского языка Чуваши до сих пор! В 922г приняли ислам от Багдадского халифата! Были вынуждены принять ислам, который проник уже на Волгу! Чтобы предотвратить шатание и разброд, и отток в другие религии! В иудаизм и хрестьянство! Исламский дух был до конца не устойчивый «Меркантильный» аморфный! В Биляре и Булгаре рядом с мечетью стояли церьквии православные и практиковали языческие обряды! Были так же армянские церьквии и еврейские синагоги! Досих пор в поселении Булгар на сооружении красовалась шестиконечная звезда Давида! Теперь старательно стыдливо замазанная в наше время Булгаристами и Шаймиевым! Тем самым унижая евреев! Поселение Булгар было небольшое обнесенное деревянной изгородью! Не заботились, о безопасности были беспечны! А Русские города все имели крепостные стены! На востоке было древнее государство «Тартария! Которая пришла в упадок и распалась! На севере Китая и Азии кочевали разные племена в томчисле многочисленные разрозниные Татарские племена! Которые воевали враждовали между собой! Тогда еще не было Монголии! Враждующие племена обьеденил Чингисхан! Он был выдающийся Татарин! Был блондин и синеглазый! В войске было подавляющее большинство Татар! Которые стали в последствии доминировать после смерти Чингисхана! Язык стал официальным «Татарским» не «Монгольским»! Завоевав Китай стали брать в жены императорских дочерей, наложниц, как трофей! Пошли даже узкоглазые дети! Тенгризм стал вытесняться постепенно «исламом» и Татарами! После завоевания средней Азии! Стали погибших своих воинов хоронить, а не сжигать, как при Тенгре! Также родственники и братья брали в жены вдову погибшего воина с детьми и заботились как родными! Этот обычай был только у Татар! Каждый Татарский воин в походе знал! Семья его не будет брошена! По этому смела шли в бой и яростно атаковали! Затем двинулись войска Батыя на запад в 13 веке! Предварительно вытеснив, загнав монгол на их территорию так как многие болели проказой! И стал Баты самостоятельным ханом Золотой орды! На пути, которых была Волжская Булгария! Небольшие отряды разведывательные вторглись в булгарию и потерпели поражение! После этого началась война жестокая полномасштабная! Пленных не брали, убивали всех ни щадя, ни кого! За отказ здаться! И мстили за погибших Татар! Город Биляр был полностью уничтожен с жителями и стал пустыней! Булгария обезлюдила и исчезла как государство на Волге на всегда. В те времена по закону войны не покорные города уничтожались полностью! Жители Булгарии были уничтожены, рассеяны, остатки пополнили, Чувашский этнос добровольно крестившись! И многие Булгары в панике бежали в Болгарию к братьям христианам! Аристократия с челядью и слугами бежали в Киев и спешно с “остервенением” добровольно крестились разбивая лбы в кровь на паперти! То же самое добровольно крестились бежавшие муллы продажные в Болгарии! И молились на памятник «Аспаруха», вырубленного в скале! И в дальнейшем были ассимилированы, христианизированы и утратили язык! В православной епархии есть икона святой БУЛГАР. Который ездил с казаками и стрельцами по Казанской губернии и силой крестил Татар и отбирал детей в монастыри! В стычке был убит и причислен в клику Святых мучеников православной церьквии! Усердие было оценено! Не поленитесь Булгаристы проверти! Теперь фуфловые Булгаристы не будьте предателями! На мечеть Булгар в Казани! Надо повесить икону святого Булгара! И проводить службу на Булгарочувашском языке, а не Татарском! И все ансамбли Булгар в Татарстане должны выступать на Чувашском языке с музыкой! И самое главное музыка Чувашская не похожа на Татарский! У них нет «пентатоники»! И самое главное Татар «Моны»! Если вы не разбираетесь дикие, то сравните и спросите у Татар музыкантов! И это будет справедливо, не будет дискриминация Булгарочувашского народа! Ведь вы с «остервенением»! Пропагандируете Булгаризм анти Татарский и анти Российский! Подрываете «Бирлик» Татарского народа! И это будет справедливо! Завоевав, Булгарию двинулись, на запад! Бату хан, с Татарами захватив поселение Булгар перебил всех жителей! От них и одежды залитой рыбим жиром пахло дурно! То же самое проделал шлеп нога Тимур позже! И сделал столицей «Золотой орды» отстроив город! Который в последствии разобрали на храмы крестьяне вандалы! Пошел на запад. Татары захватили Киев, и осевшие Булгары снова бежали в Болгарию! Попутно Татары основали г. Харьков Украине! Затем продажная Болгария была завоевана Турками! 500 лет была в составе Турции! Россия мечтавшая завоевать Стамбул пролив Босфор, освободила попутно валявшуюся Болгарию! Продажная подлая Болгария отплатила черной неблагодарностью России! А Турция от истребления спасла, приняла беженцев и белую армию Врангеля с Крыма! И первая признала молодую Советскую власть! В наше время Турция не поддержала санкции против России! Турция стала стратегическим партнером Татарстана и России. А Болгария православная всех беженцев, Русских, офицеров, дворян, казаков, татар евреев, «изгнала» со своей земли после революции! До сих пор стыдливо замалчивается коммунистами! Как говорит В. Жириновский! Напала на Сербию и была союзником в первой мировой войне против России! Во второй мировой войне были союзниками фашистов! Пленных Татар и Турок кроме Чувашей расстреливали Болгары! И теперь санкции поддержали болгары против России! Болгары были злейшими врагами России Турции и Татар! Хотя при Советской власти были обласканы! У них были привилегии как у Кубы! С печальным зловещим названием связанный Булгар! Произошла, трагедия в Татарстане! Теплоход Булгар утопил 209 невинных Татар Русских! Это знамение Аллаха, который показал еще раз, что мы Татары, а не Булгары! Это ответ аллаха Булгаристам! Кто конечно хочет слышать! На Евровидении Россию представляла наша Дина Гарипова! И против Дины и России контр агитацию оголтело открыто вел Ф. Киркоров Болгар! Этот предатель развратник паразитирует в России! Он так же оскорбил бестактно Армянскую журналистку! Eсли бы Филипп оскорбил Чеченскую девушку, то и в Болгарии его достали бы! Теперь ТНВ в Татарстане не возможно смотреть! Все с отвращением отключают канал! Тотально издеваясь, показывают клип «Булгар радиосы»! Это как же можно ненавидеть свой Татарский народ! И одевать на него «Булгарский намордник»! С отвратительными жуткими страхолюдами! С накрашенными губами, который разевает пасть на ТНВ с остервенением! Какое может быть «Булгар радиосы» в Татарстане, одурели наверно? Должно быть ТАТАРСКОЕ РАДИО И ТОЧКА. Опомнитесь Татары Манкурты. Избавляться надо от Миллиоратор шах Али. Надо пример брать у Русских они умные пассионарные, чем наши руководители республики! Полянское, Греческое, Древлянское, Зырянское, Славянское,Украиеское радио! Русский патриот ни когда не назовет! А РУССКОЕ радио! Даже иштякабашкиры не назвали свое радио ИШТЯК. И депутаты Татарстана не Пассионарные. Татарлыктан татар һич гарь итәрме, Кеше исмене инкяр итәрме. Татарлыкта татар углы татармын, Татар түгел димә – башың ватармын. Дәрдемәнд. «ТОЛК БУДЕТ У ТАТАР А БЕСТОЛОЧ ОСТАНИТСЯ». Берлек . Я помню.

Читать еще:  Почему я не хочу отношений
Изложение истории татар от сферического монголо-татариста

Вторые же, пользуясь этим, предлагают выслать всех татар на историческую родину в Израиль Монголию. Троллить татарских сторонников можно просьбами перевести монгольский текст, который похож на современный татарский, чуть менее чем никак. У русских же можно поинтересоваться, почему фейс современных жителей Улан-Батора, отличается от казанских аборигенов. При криках «это от русских!» нужно предъявить исследования генетиков, где геном русских и татар отличается довольно сильно. Обычно эти исследования выкладываются самими русскими поцреотами, чтобы опровергнуть известную поговорку.

Нам татарам лишь бы даром? эксклюзив

  • Facebook
  • Twitter

На одной из пресс-конференций как-то возник вопрос о национальном характере: существует ли такое понятие в принципе или его придумали журналисты? Тогда встал молодой сотрудник популярного столичного издания и ответил: «Про других не скажу, но у нас, татар, национальный характер точно есть — нам татарам лишь бы даром».

Впрочем, найти человека, который отказался бы от халявы весьма затруднительно, так что это, наверное, не главная черта татарского этноса. А какие же тогда основные? Попробуем их найти.

1. Рыжий, рыжий, конопатый

Татар принято считать брюнетами с большими темными глазами. Однако народ давно и прочно ассимилировался со славянами, и потому среди его представителей есть и блондины, и шатены, и конопатые рыжие. Не обязательна и смуглая кожа, высокие скулы, узкий разрез глаз. Кроме того, есть татары крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские, достаточно сильно друг от друга отличающиеся. Так что если вы не профессиональный антрополог, то вряд ли определите татарина по глазам, носу или форме губ.

2. Не греет в холода борода

Бороду татары носят крайне редко, видимо, подражая в этом фино-угорским народам, с которыми тоже исторически слились.

3. Фатима, Гульчатай, Резеда…

Татары — мусульмане, но многоженство у них не распространено. Крайне редко татарин имеет даже двух жен. Только если первой супруге, войдя в преклонный возраст, трудно уже ухаживать за домом и детьми, берет вторую — более молодую и сильную. А невесту проверяет так: смотрит, как она режет домашнюю лапшу и хлеб, чем тоньше — тем лучше, будет экономной хозяйкой.

4. Весь в работе

Если немцы, прежде всего, пунктуальные, русские — бесшабашные, то татары — работящие. Хорошо преуспевают они в торговле и ремеслах. Известный историк 19 века Николай Никольский записал в своих «Этнических альбомах»: «Татарина — трудно представить дома даже в мусульманские праздники, он непременно стоит около своей лавки или магазина и беседует с соседями и с проезжающими. Торговля у татар идет лучше, чем у русских».

5. Пальчики оближешь!

Утверждаете, что вам не нравится татарская кухня? Вы ее просто не пробовали! Она вкуснейшая, но почему-то мало известная. Повсеместно популярны лишь чак-чак и азу по-татарски. Конечно, казалык — вяленую конину сегодня найти трудно, но приготовьте бэлиш с мясной, картофельной, или творожной начинкой, кыстыбый с пшенной кашей или перемяч с морковкой или свеклой, точно не пожалеете!

6. Чай не пьешь, где силы берешь?

Чай в Татарстане — излюбленный национальный напиток. Без него не проходит ни одна встреча, не завязывается беседа. С «иртэнгэ чэй» — утреннего чая начинают день. «Чэйгэ чакыру» —древний обычай приглашать на чай. «После чая — на душе лето», — гласит народная пословица.

7. Все мы вышли из татар

Читать еще:  Отношения между коллегами

Татары уверены — большинство великих людей принадлежат к их народу. Да часто и не поспоришь: Рахманинов, Аксаков, Тютчев, Карамзин, Шереметьев — фамилии татарского происхождения. А в недавно вышедшем фильме «Тайны татар Москвы» утверждается, что даже Минин и Пожарский имели в своем роду татарские корни.

8. Мужик даже если упадет, денежку найдет.

Так утверждает татарская пословица. Народ отличается бережливостью и рачительностью. Татарин обязательно построит себе хороший, удобный дом, создаст крепкое хозяйство. Миллионеров среди татар мало, но и бедных практически нет, в основном они состоятельные, зажиточные люди, умеющие толково распорядится даже небольшими средствами.

9. Кулмек, ыштан, да тюбетейка

Основа национального татарского костюма — свободная туникообразная рубаха (кулмек), широкие штаны (ыштан) и непременная тюбетейка. Ткани даже мужчины всегда предпочитали яркие, восточные, с затейливым узором. А тюбетейку не снимали ни дома, ни на улице, в холодные же дни прямо поверх нее одевали шапку или войлочную шляпу.

10. Много нас!

Татары в нашей стране народ по численности второй, после русских. Их, по данным последней переписи 2010г. чуть больше 5 млн. , а потому они по праву считаются государство образующей нацией. Рядом с нами они живут много веков, так пусть и дальше дружба только крепнет!

А вот, что думают сами о себе известные представители татарского народа.

Наиль Набиуллин, председатель Союза татарской молодежи «Азатлык»

Современный татарский мужчина прекрасно знает несколько языков, русский, английский, разумеется, татарский. Стремится изучить тюркские языки: турецкий, казахский. Он всегда готов прийти на помощь нуждающимся. Он мусульманин, обязательно знающий основные каноны ислама. Любит себя, свою семью, своих родственников. Как государствообразующая нация татары несут ответственность в целом за всю нашу страну, а не только за себя.

Настоящий татарин — любящий многодетный отец, сыновьям и дочерям он стремится дать хорошее образование, да и сам постоянно духовно совершенствуется.

К сожалению, глобализация дает о себе знать, и национальную одежду каждый день он не носит, но стремится к этому. Как минимум, по праздникам одевает тюбетейку, чтобы подчеркнуть свою национальную идентичность. Я тюбетейку ношу каждый день. А для торжественных моментов у меня есть национальный костюм. Впрочем, даже когда одеваюсь по европейски, стремлюсь, чтобы хоть какой то этнический элемент, пусть небольшой, но в окостюме присутствовал.

А еще татарин, как минимум, зажиточный человек.

Раис Сулейманов, научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований (РИСИ):

Современный татарский мужчина — человек светский, преимущественно городской житель, свободно владеющий русским языком, как правило, он носит европейскую одежду, воспринимает русскую культуру не как чужую, а как свою. Может спокойно интегрироваться с русскими, вплоть до браков. В нем нет кавказской экспрессии, он спокоен и миролюбив. Стремится стать человеком состоятельным, материальный достаток для него важен, но он не скопидом.

Автокефальная татарская церковь vs «русский мир»

Публицист Харун Сидоров написал колонку о новых проектах православных татар. «Idel.Реалии» публикуют мнение эксперта. 27 января в Москве в Храме Апостола Фомы прошла конференция православных татар, где обсужден ряд вопросов — от поправок к российской Конституции до христианского просветительства народов.

«Тридцать процентов татар — православные, а Татарстан — не исламский регион»

Считаю нужным развернуто прокомментировать новость об очередных инициативах проекта православных татар.

Критика в их адрес со стороны русских мусульман может восприниматься как проявление двойных стандартов, так как, если мы добиваемся права на существование для русских мусульман, по той же логике мы должны признавать и право на существование православных татар.

И тут сразу надо сказать, что наша критика в адрес православных татар заключается не в самом факте их существования, а в том, что в условиях фактической гегемонии в стране РПЦ, власти, силовики в одно и то же время дают зеленый свет православным татарам и включают красный, в лучшем случае желтый для русских мусульман.

Поэтому конкретно наши требования заключаются не в том, чтобы свободы самоорганизации не было у православных татар, а в том, чтобы она была и у русских мусульман.

Далее, что касается уже не формального, а фактического отношения к этому явлению, то тут надо разделять две составляющие: религиозную и национальную.

С религиозной точки зрения каждого мусульманина переход человека с мусульманским бэкграундом в другую религию огорчает так же, как каждого православного огорчает переход в другую религию человека с православным бэкграундом. Но если мы живем в светском пространстве с едиными для всех правилами игры, подразумевающими свободу вероисповедания, что поделаешь. Значит, нужно думать о том, как чужому религиозному миссионерству противопоставлять более эффективное свое — иначе никак.

А вот с национальной точки зрения все гораздо сложнее. Несмотря на отрицательное отношение у многих татар к факту существования сообщества кряшен или крещенных татар, каковыми их считают татары, реалистический мейнстрим татарского национализма, по моим наблюдениям, сегодня заключается в том, что лучше их признать как специфических татар, чем выталкивать за пределы этноса.

И тут, конечно, есть отличие между историческими кряшенами (многие из которых татарами как раз быть не хотят) и новыми православными татарами. И разница эта заключается в ориентации последних не только на религиозный, но и на национальный прозелитизм.

Чтобы было понятнее, суть в том, что православные татары продвигают среди татар не татарское православие, а «русский мир», в котором их пытаются растворить, подготавливая последующую русификацию.

Ведь никто из них, верных чад РПЦ, не предлагает создать автокефальную Татарскую православную церковь — если РПЦ готова костьми лечь, чтобы не признать автокефальную Украинскую церковь, то говорить об автокефальных церквях нерусских народов в России вообще смешно.

Поэтому православные татары зовут татар не в татарское православие, а фактически в русское, с принятием в нем всего комплекса имперских идеологем, ведущих к утрате татарской идентичности в любом виде, даже если вывести за скобки ее религиозный аспект.

Если говорить о симметричности, к примеру, когда мы еще общались на эти темы с кремлевским куратором исламской политики Алексеем Гришиным, он мне не раз говорил: «Вот распустили бы вы свой НОРМ (Национальная организация русских мусульман) и влились бы в ДУМЕР (Духовное управление мусульман европейской части России), у меня было бы на одну папочку меньше».

То есть, грубо говоря, это русские мусульмане изначально провозгласили свою «автокефалию» в то время, как Кремль пытался нас загнать под «татарские» ДУМы. А православные татары в отличие от нас ни о какой автокефалии не думают и несут своему народу не православие как мировую религию, способную закрепиться в нем, а православие как религию «русского мира».

Так что, если уж говорить о симметрии, чтобы прагматичные татарские националисты перестали воспринимать православных татар как троянского коня «русского мира», они должны оторваться от него и от РПЦ в том числе, по украинскому примеру или по примеру Турецкой православной церкви, взяв курс на свою независимую татарскую церковь.

Но останется ли что-то от православных татар, если они откажутся от покровительства РПЦ, и будут делать ставку на свой народ, как это делают русские мусульмане?

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», не отражает позицию редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector