Salonendi.ru

Женский журнал "Леди"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деление одежды по ассортиментам в зависимости от назначения

Деление одежды по ассортиментам в зависимости от назначения

Деление одежды на ассортиментные группы в зависимости от назначения

В зависимости от назначения и использования в различных сферах деятель­ности современная одежда делится на бытовую, спортивную (для профессио­нального и любительского спорта), производственную, зрелищную.

Бытовая одежда — это одежда, которую человек носит дома и на работе (если не требуется специальная одежда).

Спортивная одежда — это специальная одежда для занятий спортом. При этом существенно отличается одежда, предназначенная для профессиональных спортсменов, от спортивной одежды для не спортсмена. В профессиональной одежде максимально учитываются требования конкретного вида спорта, приме­няются новейшие материалы и технологии, которые впоследствии могут при­меняться и в одежде для массового потребителя. В 1970-е гг. возникло понятие «одежда для спорта и отдыха», связанное с превращением одежды для занятия спортом в одежду не только для активного, но и для пассивного отдыха.

Производственная одежда — это одежда, предназначенная для работы на производстве: спецовки, оранжевые жилеты дорожных рабочих, белые халаты врачей и т.п. Производственная одежда проектируется с учетом требований, предъявляемых в соответствии с условиями труда и особенностями данного вида деятельности — она должна максимально соответствовать своей функции. В производственной одежде выделяют спецодежду, предназначенную для рабо­ты в неблагоприятной для человека среде: одежда сталевара, шахтера, работ­ника химического производства, строительного рабочего, работника нефтега­зовой промышленности, скафандр космонавта и т.п. Она должна выполнять защитную функцию и быть максимально удобной для выполнения определен­ных действий. Спецодежду шьют из специальных тканей: огнеупорных, водо­непроницаемых, отталкивающих нефтепродукты и т.п. В комплект спецодежды обязательно входят: специальная обувь (у строительных рабочих, например, с металлическими прокладками), головные уборы (шлемы, защитные каски и т.п.), рукавицы и т.п. Часто предусматривается «аппаратная часть» (как писали в 1920-е гг. советские конструктивисты, которые впервые предложили проек­тировать спецодежду для работы в особых условиях), например, лампочка, вмонтированная в каску шахтера.

Зрелищная одежда — театральный и кинокостюм, эстрадный костюм, цирко­ вой костюм, карнавальный костюм, фольклорный костюм для танцевальных и музыкальных коллективов, исполняющих произведения традиционного нацио­нального искусства. К зрелищной одежде предъявляются особые требования — она должна соответствовать характеру данного зрелища, иметь яркое образное решение, и, как правило, в малой степени учитывать требования сезонной моды.

Форменная одежда — форма, обозначающая принадлежность к определен­ной организации, ведомству. В форменной одежде на первый план выступает знаковая функция, хотя в отдельных случаях она должна выполнять и защит­ную функцию (военная форма). Военная форма — это максимально удобная и функциональная одежда, особенно предназначенная непосредственно для боевых действий или учений (она называется «полевой»); в парадной воен­ной форме большее значение имеет знаковая функция. Можно выделить ве­домственную форму, которую носят работники определенных ведомств и орга­низаций: прокуроры, судьи, летчики, стюардессы гражданской авиации и проводники поездов т.п. Она различается по цвету и покрою, имеет знаки различия (прежде всего форменные пуговицы). Также можно выделить школь­ную форму, которая обозначает принадлежность к определенному учебному заведению. В современном мире форма встречается гораздо реже, чем, напри­мер, в XIX в., когда униформу носили чиновники всех ведомств, студенты университетов, гимназисты и учащиеся реальных училищ, почтальоны, те­леграфисты и т.д.

В зависимости от использования в костюме одежда подразделяется на бе­лье, платье и верхнюю одежду. Белье — одежда, надеваемая на тело (повсед­невное белье, одежда для сна, спортивное белье). Платье обозначает одежду, надеваемую на белье (костюм, собственно платье, блузка и юбка, брюки и свитер и т.п.). Верхняя одежда — это то, что надевается на платье в зависимо­сти от сезона (пальто, плащ, куртка, и т.п.). Одежда подразделяется также в зависимости от того, как она крепится на фигуре: плечевая, нагрудная, по­ясная. К плечевой одежде относятся, например, пальто, жакет, блуза, курт­ка, сарафан; к нагрудной — жилет, безрукавка; к поясной — фартук, юбка, штаны.

Бытовая одежда, которую носит современный человек, делится на повсед­невную, нарядную, для отдыха, домашнюю (для работы и отдыха).

Повседневная одежда предназначена для работы и различных занятий (уче­бы, прогулок, посещений выставок и т.п.). Характер и стиль повседневной одежды зависят от рода деятельности человека, образа жизни, которую он ведет. Так как жизнь современного человека чрезвычайно многообразна, то и повседневная одежда разнообразна. Каждый человек предъявляет к одежде свои требования, стремится выразить свою индивидуальность, проявить свое отно­шение к миру и самому себе. Но можно определить, наверное, самое важное требование, которое мы предъявляем к одежде: она должна быть удобной и комфортной, а также должна соответствовать ситуации, в которой мы нахо­ димся. Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. Ее стиль зависит от характера работы, ведь не случайно сформировались понятия «деловая одежда», «деловой костюм», возникшие еще в XIX в. Если человек работает в офисе, банке, министерстве и т.п., то к его рабочей одежде предъяв­ляются достаточно строгие требования. Как правило, это должен быть строгий классический костюм (у женщин исключаются брюки), обувь в классическом стиле. При этом должны отсутствовать: броский макияж и привлекающие вни­мание украшения (у женщин) и рубашка или галстук яркой расцветки (у муж­чин). Руководство некоторых фирм требует от своих сотрудников носить одеж­ду и аксессуары определенных марок и качества, так как внешний вид сотруд­ника определяет имидж самой фирмы. Работающие в тех учреждениях, где не требуется ношение специальной одежды или униформы (например, препода­ватели в вузах, сотрудники различных контор и т.п.), могут позволить себе разнообразные стили и комплекты. Так называемые «лица свободных профес сий» (художники, кинооператоры, актеры, журналисты и т.п.) предпочитают одежду в свободном стиле, которая должна быть комфортной и удобной. Сво­ еобразной повседневной униформой стали джинсы в сочетании с разнообраз­ ным трикотажем.

Стиль повседневной одежды и степень соответствия последним модным тенденциям зависят от личного выбора человека. В последнее время прежние строгие требования к одежде для работы, особенно к деловой одежде, все более смягчаются. Появилось понятие «стиль свободной пятницы», когда не­ которые фирмы и компании разрешили своим сотрудникам в пятницу — последний день рабочей недели — приходить на работу в той одежде, кото­ рую они сами выберут, вместо традиционного делового костюма. Исследова­ ния показали, что производительность труда и работоспособность в этом случае выше, чем в обычной деловой одежде. Более того, «европейское законода­ тельство отменяет право работодателей принуждать своих сотрудников со­ блюдать строгие правила в одежде.

На ежегодной конференции юристов во Франции было заявлено, что от­ ныне руководители компаний, заставляющие своих сотрудников обязатель­но носить костюм, будут преследоваться в судебном порядке, так как диктат в одежде нарушает права человека и противоречит свободе самовыражения»*. Социологи прогнозируют, что в будущем должен измениться сам характер работы в связи с распространением глобальных компьютерных сетей, когда место работы человека будет находиться дома, у персонального компьютера. Это приведет к постепенному исчезновению в XXI в. классического английс­ кого костюма как одежды для работы, он сохранится скорее как дань тради­ ции. Его заменит более комфортная одежда, например, из трикотажа.

Раньше существовали достаточно четкие границы, разделявшие повседнев­ ную и нарядную одежду: в повседневных костюмах и платьях использовали оп­ ределенные ткани, минимум декоративных отделок, сдержанные цвета, а в на­рядной одежде применяли ткани с ярко выраженными фактурами (шелк, бар­ хат, атлас, парчу), декоративные отделки (вышивку шелком, золотом, бисе­ ром, стразами, аппликацию, отделку галунами и тесьмой и т.п.), украшения.

В современной одежде подобного строгого разделения не существует, часто встречается нетрадиционное использование тканей при моделировании по­вседневной одежды (атлас и бархат), аппликация из кружева на кожаных куртках, вышивка, прозрачные ткани и т.п. И напротив, в нарядной одежде нередко мы видим ткани, которые ранее применяли исключительно при мо­ делировании верхней и повседневной одежды: вечерние платья, связанные на спицах или сшитые из джинсовой ткани; длинные юбки из твида или мохера; классический костюм из кожи, денима или набивной ткани. В совре­ менной моде границы между различными ассортиментными группами прак­тически размыты, обозначены условно. И тем не менее, можно все же опре­ делить основные требования, которые необходимо учитывать при моделиро­ вании повседневной одежды: комфортность, целесообразность, простота форм, возможность комбинирования различных элементов костюма.

Читать еще:  Кантри в одежде

С начала 1970-х гг. в повседневной одежде преобладают комплекты, появля­ются понятия «рационального» или «базового гардероба», состоящего из разно­образных вещей, относящихся к единичному ассортименту (юбки, брюки, блуз­ ки, джемперы, жилеты, жакеты и т.п.) и хорошо сочетающихся между собой.

Нарядная одежда — это одежда для особых случаев: различных торжеств, приемов, праздников, посещения театра хотя в театр современный человек, как правило, ходит после работы в повседневной одежде) и т.п. Нарядная одежда должна создавать особое настроение и праздничную атмосферу.

Нарядная одежда предназначается для: домашних торжеств; посещения те­атров и концертных залов; официальных торжеств (премьера, вручение пре­мии и т.п.); официальных приемов; встречи Нового года; выпускного бала; свадьбы и т.д.

Современной моде свойственен как традиционный подход к моделирова­нию нарядной одежды, так и нетрадиционный. Некоторые дизайнеры вообще отрицают важность деления одежды на нарядную и повседневную (минимали­сты и деконструктивисты). Однако традиции сохраняются в нарядной одежде определенного назначения: свадебной (по-прежнему преобладают белые пла­тья невесты, хотя эта традиция возникла только в начале XIX в.), для офици­альных торжеств (например, для мужчины в таких случаях обязателен смо­кинг, для женщины — длинное платье), для официальных приемов (в этом случае особенности одежды определяются протоколом). Как и в повседневной одежде, степень модности нарядной одежды зависит и от ее назначения, и от личного выбора ее обладателя.

Одежда для отдыха — одежда для занятий спортом, прогулок, отдыха у моря (в том числе одежда для пляжа), для посещения дискотек и ночных клу­бов. Основные требования к одежде для отдыха: ее функциональность и удоб­ство, а также возможность для каждого человека проявить свою индивидуаль­ность. Поэтому в ней так много элементов, заимствованных из спортивной одежды, и трикотажа.

Домашняя одежда — одежда, которую человек носит дома, для отдыха и для работы. В современной домашней одежде наблюдается та же картина, что и в других ассортиментных группах — стираются отличия от повседневной одежды и одежды для отдыха: традиционные домашние халаты, пеньюары, фартуки вытесняются все теми же универсальными вещами — джинсами и легинсами, трикотажными майками и джемперами. Наверное, единственная до сих пор незыблемая традиция — удобная домашняя обувь (тапочки, шлепанцы и т.п.). В 1970-е гг. благодаря популярности «этнического» стиля в моде ассортимент домашней одежды пополнился новыми формами, заимствованными из наци­ онального костюма: вместо ставших уже привычными восточных халатов (вошли в моду еще в XVII в.) и кимоно (вошли в моду в конце XIX — начале XX вв.) распространились арабские платья и «юбки-саронг».

Изменился и гардероб современного человека в целом. Ранее преобладал ситуационный подход к формированию гардероба модного человека — для каждого случая требовалась особая одежда. Например, модник в начале XIX в. должен был иметь как минимум три фрака: зеленый различных оттенков — для утренних визитов или выходов по делам, синий или темно-голубой — для визитов днем и обеда и черный — в качестве бальной и траурной одежды. Светская дама в 1840-е гг. могла менять в день до семи платьев: пеньюар; про­гулочное платье, или платье для визитов; домашнее платье; платье для при­емов (было еще «чайное платье» — для чаепития в пять часов); обеденное платье; театральное и, наконец, бальное. Все эти туалеты различались по цве­ту, качеству ткани, длине рукавов и глубине декольте. Гардероб же современ­ной женщины, в принципе, может уместиться в одном чемодане. Вместо ситу­ационного подхода популярна идея рационального гардероба, состоящего из комплектов и многофункциональных вещей. Кроме того, актуален и игровой подход к формированию гардероба — в нем могут присутствовать вещи разных стилей, помогающие человеку менять свои образы, как актер меняет их с по­мощью театральных костюмов. Такое отношение к одежде позволяет с помо­щью костюма сделать жизнь более интересной и разнообразной.

Гид по одежде

Все еще сомневаетесь, что перед вами – платье или туника, джемпер или свитер? Наш гид по брендовой одежде развеет все ваши модные сомнения. Читайте и узнавайте детали, которые характерны для каждого вида одежды. Этот классификатор создан компанией Modoza специально для наших клиентов.

Блуза (блузка) – это женская одежда свободного фасона. Изготовлена из легкой, иногда полупрозрачной ткани (шифон, шелк, полиэстер и прочее). Характеристики: пуговицы (хотя их может и не быть), воротник, манжеты (если есть рукава), оборки, рюши, аппликации. Главные отличия от рубашки – легкая ткань, разнообразие фасонов, цветов, декоративных элементов.

Рубашка – это более строгая одежда определенного покроя. Для нее характерны: отложной воротник, застегивается с помощью пуговиц, рукава длинные (с манжетами) или короткие, могут быть накладные карманы. Ткань – более плотная, чем у блузы, как правило, хлопок.

Брюки (штаны) – это общее название одежды для нижней части тела. Отличительная черта – колени закрыты, как правило, штанины длиной по щиколотки.

Бриджи – это вид брюк, длиной ниже колен. Изначально с манжетами, а сверху широкие. Сейчас покрой и фасон могут отличаться.

Лосины – это обтягивающие эластичные брюки.

Джинсы – это брюки из денима. Раньше были только синего цвета, сегодня – любого оттенка.

Шорты – это короткие брюки. Длина штанин варьируется от мини и до колен.

Юбка – это одежда для нижней части тела, облегающая ноги и бедра вместе. Фасонов юбок много. Привязки к материалам нет.

Комбинезон – это мужская или женская одежда, состоящая из брюк (шорт) и верха, соединенных между собой.

Джемпер – это одежда БЕЗ ВОРОТНИКА. Одевается через голову, может быть застежка в верхней части.

Свитер – это джемпер с воротником (высоким, широким, объемным и т.д.).

Гольф (водолазка) – это джемпер с очень узким, плотно облегающим шею воротником.

Пуловер – это джемпер с v-образным вырезом.

Кофта – застегивается с помощью пуговиц (молнии) сверху донизу.

Кардиган – это трикотажная кофта без воротника с глубоким V-образным вырезом. Может быть мужским и женским, на пуговицах и без. В женском варианте много фасонов и видов декора. Длина тоже может варьируется.

Жакет – это исключительно женская одежда, разновидность пиджака, укороченная его версия. Может быть с длинными и короткими рукавами. Его используют в повседневной жизни.

Пиджак – это мужская (женская) одежда. Детали: пуговицы (в один или два ряда), отложной воротник, лацканы, длинные рукава.

Болеро – это короткая женская кофта (с пуговицами или нараспашку), длина которой чуть прикрывает грудь.

Топ – верхняя часть женской одежды без рукавов (или с короткими рукавами). Разнообразие фасонов: однотонный и цветной, различные декоративные элементы. Боле нарядная, женственная вещь.

Футболка – может быть женской и мужской. Рукава: короткие, до локтей, ¾ или длинные. Вырез круглый, как правило, без воротника. Материал – хлопок или ткани с его составляющими. Может быть и однотонной, и с принтом.

Майка – это мужская (женская) одежда без рукавов для спорта, повседневной жизни. Вырезы и декольте зависят от стиля. В основном майка одноцветная одежда, может быть декор на груди.

Поло – это футболка с длинным или коротким рукавом. Отличительная черта – отложной воротник и пуговицы (молния) в верхней части.

Футболка с длинным рукавом

Футболка с длинным рукавом – это обычная хлопковая футболка, как правило, с круглым вырезом и длинным рукавом.

Тенниска – то же самое, что и футболка поло.

Реглан – это одежда, в которой рукав составляет одно целое с плечом. Это покрой рукава, а не название предмета одежды. Регланом можно назвать футболку с длинным рукавом, но с покроем рукава в этом фасоне.

Платье – это одежда, которая состоит из соединенного верха и юбки.

Сарафан – это платье без рукавов, которое одевают поверх другой одежды.

Читать еще:  Женская вязаная одежда

Туника – это свободная одежда. Длина варьируется от середины бедер и до колен. Поэтому изделие часто путают с платьем. Основные отличия – тунику нужно носить с брюками или лосинами, а платье – самостоятельный завершенный наряд. Даже если туника длинная, под нее можно надеть брюки, под платье же брюки не носят.

Жилет – это женская или мужская одежда без рукавов. Варианты стилей: классический, повседневный. Также жилет может быть разновидностью верхней одежды, когда его утепляют пухом или синтепоном.

Пончо – это свободная одежда с отверстием для головы. Также это может быть накидка, прикрывающая плечи, но без рукавов. В современных коллекциях в пончо могут быть отверстия для рук.

Ветровка – это легкая куртка из непромокаемого материала, она защищает от ветра и дождя. Отличительная черта: нет подкладки.

Куртка – это верхняя одежда с подкладкой. Как правило, куртка короткая, но есть и удлиненные модели. Может быть воротник, капюшон, карманы. Иногда удлиненную куртку путают с укороченным пальто. Главное отличие – куртка не подходит для формальных встреч, это, все-таки, более casual-вариант одежды.

Пальто – это верхняя одежда на пуговицах, длиной до или ниже колена. Могут быть лацканы, карманы, воротник, пояс. Как правило, его делают из мягкой ткани. Может быть демисезонным и зимним.

Плащ – это демисезонная верхняя одежда чаще всего на пуговицах. Ее делают из непромокаемой ткани, подкладка тонкая. Бывает двубортный и однобортный.

Полушубок – это верхняя одежда из натурального или искусственного меха. Отличительная черта – длина до бедер и выше.

Пуховик – это куртка или пальто, у которого внутри перо и (или) пух подкладка. Верхняя часть, как правило, стеганая. Хотя внешний материал может состоять из шерсти, меха и т.д.

Спортивный костюм – это одежда для занятий спортом или досуга. Состоит из брюк (шорт) и олимпийки (футболки).

100 и 1 вид верхней одежды: полный словарь видов пальто, курток и прочего

По вине ли снега (и падающей температуры!) или нет, но в последнее время у нас постоянно на уме только один вид одежды — верхняя. И, когда цвет неба меняется с голубого на серый, мы согреваемся мыслью, что для всех нас существуют изысканные и привлекательные модели.

Как бы то ни было, у каждого есть свой избранный, излюбленный предмет верхней одежды для холодного времени года — но лишь тот факт, что вы каждый день его надеваете, еще не значит, что вы непременно знаете его название. Ваша кожаная куртка в заклепках — это куртка-пилот, блейзер или косуха? И вообще куртка ли это? Без паники, мы здесь, чтобы ознакомить вас со всеми видами верхней одежды — поехали!

Виды пальто

Предмет верхней одежды для улицы, с рукавами и длиной, как правило, ниже бедер.

Фото: lookbook / Kayla Seah

Анорак

Непромокаемая куртка, чаще всего с капюшоном, вдохновленная подобными куртками, носимыми в заполярье.

Анорак с отделкой искусственным мехом от DKNY ($ 158)

Пальто из верблюжьей шерсти

Предмет верхней одежды, сделанный из шерсти двугорбого верблюда.

Пальто из верблюжьей шерсти, модель «Флоренция» от Stella McCartney Florence ($ 2,070)

Полупальто

Короткое пальто с прямыми полами, разработанное для ношения при вождении автомобиля.

Фетровое полупальто от Brunello Cucinelli ($ 5,595)

Пальто-кокон

Пальто свободного силуэта без четко обозначенных линий талии и плеч, обычно длиной чуть выше колена или до колен.

Пальто-кокон из букле в стиле оверсайз от Derek Lam ($ 2,590)

Дафлкот

Также известное как пальто с застежками-тоггл, это пальто выполнено из байки, грубой шерстяной ткани. Оно застегивается на роговые тогглы (также известные как моржовые клыки) и веревочные петли, у него есть капюшон, два больших накладных кармана, и оно длиной почти до колен.

Дафлкот из шерстяного мелтона от J. Crew ($ 398)

Пыльник (пальто-дастер) / легкое длинное пальто

Легкое, свободное пальто, вдохновленное предметом гардероба, который изначально носили ковбои для защиты своей одежды от дорожной пыли.

Пыльник из войлока, модель «Эшли» от Ramy Brook ($ 495)

Честерфилд

Длинное строгое пальто, без горизонтальных швов.

Пальто Честерфилд из ткани в «елочку» от Saint Laurent ($ 3832)

Парка

Широкая ветронепроницаемая куртка с капюшоном, разработанная для холодной погоды.

Парка с меховым капюшоном, модель «Шелберн» от Canada Goose ($ 695)

Бушлат

Короткое двубортное пальто из шерсти, вдохновленное униформой моряков.

Двубортное пальто от Tommy Hilfiger ($ 195)

Длинное пальто из водонепроницаемой или водостойкой ткани.

Плащ с капюшоном от Calvin Klein ($ 100)

Тренч

Свободное водонепроницаемое двубортное пальто с поясом, вдохновленное униформой солдат.

Короткий двубортный тренч из поплина, модель «Marystow» от Burberry ($ 1,095)

Виды курток

Верхняя одежда для улицы с рукавами и длиной, как правило, чуть ниже талии.

Фото: lookbook / Sui Qian

Клубный пиджак (блейзер)

Жакет, который носят поверх рубашки, и который выглядит, как пиджак от костюма, но не является его частью.

Твидовый клубный пиджак с тесьмой от Rebecca Taylor ($ 425)

Болеро

Очень короткий простого кроя жакет, вдохновленный теми, что первоначально носили матадоры.

Болеро из файдешина от Carolina Herrera ($ 1290)

Бомбер (куртка-пилот)

Короткая куртка, которая заканчивается в районе талии эластичным поясом, зачастую с плотным подкладом, обычно из овчины.

Бомбер с принтом и приспущенной линией плеч от 3.1 Phillip Lim ($ 795)

Стеганая куртка / пуховик

Стеганая куртка с наполнителем из пуха.

Стеганая куртка с отстегивающимся капюшоном от Moncler Bady ($ 995)

Френч

Также известен как куртка м-65. Эта куртка была изначально разработана для армии. Обычно бывает оливкового цвета и с капюшоном, который можно свернуть в воротник.

Двухцветный френч из вощеного хлопка от Michael Michael Kors ($ 138)

Косуха

Также известна как байкерская куртка, это кожаная куртка, прообразом которой стала та, которую обычно носят мотоциклисты — длиной до талии и обычно с молниями и заклепками.

Косуха из шагреневой кожи от T by Alexander Wang ($ 1,350)

Смокинг

Также известный как вечерний пиджак, это жакет, как правило, черного цвета с атласными или поплиновыми лацканами, который надевают на официальные мероприятия.

Креповый смокинг от BLK DNM ($ 695)

Университетская куртка

Также известная как бейсбольная или клубная куртка. Ее прообразом стали куртки, которые носили студенты американских университетов и колледжей. У нее на груди нашивка — буква, обозначающая название учебного заведения. Их обычно изготавливают из вареной шерсти, рукава из кожи. Пояс и манжеты из эластичного материала.

Университетская куртка от DKNY ($ 695)

Ветровка

Ветронепроницаемая куртка с плотно прилегающим воротом, поясом и манжетами.

Ветровка, модель «Claudette Klassic» от K-Way ($ 55)

Накидки

Фото: lookbook / Borjana R.

Короткая накидка без рукавов, свободная и открытая спереди, с застежкой на вороте.

Кейп из плотной ткани от Alexander McQueen ($ 2,695)

Накидка

Предмет верхней одежды, как правило, без рукавов. Она свободно ниспадающий от линии плеч и закрывает перед и спину.

Накидка из смешанной шерсти, модель «Минималист» от Ted Baker ($ 348)

Пончо

Родом из Южной Америки, это предмет одежды из плотной шерстяной ткани с прорезью для головы посередине.

Пончо из козьей шерсти от Polo Ralph Lauren ($ 345)

Классификация одежды по назначению и использованию.

В зависимости от назначения современная одежда подразделяется на бытовую, спортивную (для профессионального и любительского спорта), производственную, зрелищную, форменную.

Бытовая одежда, которую носит современный человек, подразделяется на повседневную, нарядную, для отдыха, домашнюю.

Повседневная одежда предназначена для работы и различных занятий (учебы, прогулок, посещений выставок, совершения покупок и т. п.), ее носят в течение дня. Характер и стиль повседневной одежды зависят от рода деятельности человека, образа жизни, который он ведет. Так как жизнь современного человека чрезвычайно многообразна, то и повседневная одежда разнообразна. Каждый человек предъявляет к одежде свои требования, стремится выразить свою индивидуальность, проявить свое отношение к миру и самому себе. Но можно определить, наверное, самое важное требование, которое предъявляются к современной одежде: она должна быть максимально удобной, а также соответствовать ситуации, в которой мы находимся.

Читать еще:  Весенняя одежда для беременных

Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. Ее стиль зависит от характера работы — не случайно сформировались понятия «деловая одежда», «деловой костюм», возникшие еще в XIX в. Если человек работает в офисе, банке, министерстве и т. д., то к его рабочей одежде предъявляются достаточно строгие требования. Как правило, это должны быть строгий классический костюм и обувь в классическом стиле, строгие прически. В таком деловом костюме недопустимы броский макияж и привлекающие внимание украшения у женщин или яркая расцветка рубашки и галстука у мужчин. Руководство некоторых фирм требует от своих сотрудников носить одежду и аксессуары определенных марок и качества, так как внешний вид сотрудника должен соответствовать имиджу самой фирмы. Люди, работающие в таких местах, где не требуется ношения специальной одежды или униформы (например, преподаватели в высших учебных заведениях, сотрудники различных контор и т. п.), могут позволить себе более свободный стиль одежды: разнообразные стили помимо классического, комплекты вместо костюмов. Так называемые лица свободных профессий (художники, кинооператоры, актеры, журналисты и др.) предпочитают одежду в свободном стиле, которая должна быть комфортной и удобной. Своеобразной униформой повседневной одежды стали джинсы в сочетании с разнообразным трикотажем.

В современной моде можно определить основные требования, которые необходимо учитывать при моделировании повседневной одежды: комфортность, целесообразность, простоту форм, возможность комбинирования различных элементов костюма. С начала 1970-х гг. в повседневной одежде преобладают комплекты, появляется понятие «рационального», или «базового», гардероба, состоящего из разнообразных вещей, относящихся к единичному ассортименту (юбки, брюки, блузки, джемперы, жилеты, жакеты и т. п.) и хорошо сочетающихся между собой.

Нарядная одежда — это одежда для особых случаев: различных торжеств, приемов, праздников, посещения театра (хотя в театр современный человек, как правило, ходит после работы в повседневной одежде) и т. п. Нарядная одежда должна создавать особое настроение и праздничную атмосферу. По назначению нарядная одежда подразделяется на одежду для домашних торжеств, посещения театров и концертных залов, официальных торжеств (премьера, вручение премии и т. п.), официальных приемов, встречи Нового года, выпускного бала, свадьбы и т. д.

В современной моде присутствует как традиционный подход к моделированию нарядной одежды, так и нетрадиционный. Некоторые дизайнеры вообще отрицают подразделение одежды на нарядную и повседневную (минималисты и деконструктивисты). Однако традиции по-прежнему сохраняются в нарядной одежде определенного назначения: свадебной (до сих пор преобладают белые платья невесты, хотя эта традиция возникла только в начале XIX в.), для официальных торжеств (например, для мужчины в таких случаях обязателен смокинг, для женщины — длинное платье), официальных приемов (в этом случае особенности одежды определяются протоколом). Как и в повседневной одежде, степень модности нарядной одежды зависит и от ее назначения, и от личного выбора ее обладателя.

Одежда для отдыха — одежда для занятий спортом, прогулок, отдыха у моря (в том числе одежда для пляжа), для посещения дискотек и ночных клубов. Основные требования к одежде для отдыха — ее функциональность и удобство, а также возможность для каждого человека проявить свою индивидуальность. Поэтому в ней так много элементов, заимствованных из спортивной одежды и трикотажа.

Домашняя одежда — одежда, которую человек носит дома для отдыха и для работы. В современной домашней одежде наблюдается та же картина, что и в других ассортиментных группах: стираются различия между ней и повседневной одеждой и одеждой для отдыха (традиционные домашние халаты, пеньюары, фартуки вытесняются все теми же универсальными вещами — джинсами и леггинсами, трикотажными майками и джемперами). Наверное, единственная до сих пор незыблемая традиция — удобная домашняя обувь (тапочки, шлепанцы и т. п.). В 1970-х гг. в моду вошла домашняя одежда в этническом стиле, но вместо уже ставших привычными восточных халатов (вошли в моду еще в XVII в.) и кимоно (вошли в моду в конце XIX — начале XX в.) распространились арабские платья.

Спортивная одежда — это специальная одежда для занятий спортом. При этом одежда, предназначенная для профессиональных спортсменов, существенно отличается от спортивной одежды для любителей. В профессиональной одежде максимально учитываются требования конкретного вида спорта, применяются новейшие материалы и технологии, которые впоследствии могут применяться и в одежде для массового потребителя. Из спортивной одежды в бытовую одежду перешли такие материалы, как трикотаж, ткани с лайкрой, многослойные «ткани-бутерброды» (непромокаемые и ветронепроницаемые, водо- и воздухопроницаемые ткани с мембранным покрытием, «дышащие» и сохраняющие тепло). В 1970-е гг. возникло понятие «одежда для спорта и отдыха» (спортсвер), связанное с превращением одежды для занятия спортом в одежду не только для разнообразного активного, но и для пассивного отдыха.

Производственная одежда — это одежда, предназначенная для работы на производстве: спецовки, оранжевые жилеты дорожных рабочих, белые халаты врачей и т. п. Производственную одежду проектируют с учетом требований, предъявляемых в соответствии с условиями труда и особенностями данного вида деятельности: она должна максимально соответствовать своей функции.

В производственной одежде выделяют спецодежду, предназначенную для работы в неблагоприятной для человека среде, которая должна выполнять защитную функцию и быть максимально удобной для выполнения определенных действий: одежда сталевара, шахтера, работника химического производства, строительного рабочего, работника нефтегазовой промышленности, скафандр космонавта и т. п. Спецодежду шьют из специальных тканей: огнеупорных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты и т. п. К ней обязательно добавляют специальную обувь (у строительных рабочих, например, с металлическими прокладками), головные уборы (шлемы, защитные каски и т. п.), рукавицы и т. п. Часто предусматривается «аппаратная часть» (как писали в 1920-х гг. советские конструктивисты, которые впервые предложили проектировать спецодежду для работы в особых условиях), например лампочка, вмонтированная в каску шахтера.

Зрелищная одежда — это различного вида костюмы: театральный, для кино, эстрадный, цирковой, карнавальный, фольклорный для танцевальных и музыкальных коллективов. К зрелищной одежде предъявляются особые требования — она должна соответствовать характеру данного зрелища, иметь яркое образное решение и, как правило, в малой степени учитывать требования сезонной моды (за исключением костюмов исполнителей популярной музыки — рок- и поп-звезд, которые нередко становятся законодателями моды, например Мадонна или Леди Гага).

Форменная одежда — это униформа, обозначающая принадлежность к определенной организации, ведомству. В форменной одежде на первый план выступает знаковая функция, хотя в отдельных случаях она должна выполнять и защитную функцию (военная форма). Военная форма — это максимально удобная и функциональная одежда, предназначенная непосредственно для боевых действий или учений (она называется полевой); в парадной военной форме большее значение имеет знаковая функция.

Можно выделить ведомственную форму, которую носят работники определенных ведомств и организаций (прокуроры, судьи, летчики, стюардессы гражданской авиации, проводники поездов и т. п.). Она отличается по цвету и покрою, имеет знаки различия, прежде всего форменные пуговицы.

Также можно выделить школьную форму, которая обозначает принадлежность к определенному учебному заведению. В современном мире форма встречается гораздо реже, чем, например, в XIX в., «веке мундира», когда униформу носили чиновники всех ведомств, студенты университетов, гимназисты и учащиеся реальных училищ, почтальоны и телеграфисты и т. д.

В зависимости от использования одежда подразделяется на белье, платье и верхнюю одежду.

Белъе надевается на тело (повседневное белье, одежда для сна, спортивное белье).

Платье обозначает одежду, надеваемую на белье. Это может быть костюм, собственно платье, блузка и юбка, брюки и свитер и т. п.

Верхняя одежда — это то, что надевается на платье в зависимости от сезона (пальто, плащ, куртка и т. п.).

Кроме того, одежда в зависимости от того, как она крепится на фигуре, подразделяется на плечевую, нагрудную, поясную.

К плечевой одежде относятся, например, пальто, жакет, блуза, куртка, сарафан и т. п., к нагрудной — жилет, безрукавка, к поясной — фартук, юбка, штаны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector