Деление одежды по ассортиментам в зависимости от назначения
Деление одежды по ассортиментам в зависимости от назначения
Деление одежды на ассортиментные группы в зависимости от назначения
В зависимости от назначения и использования в различных сферах деятельности современная одежда делится на бытовую, спортивную (для профессионального и любительского спорта), производственную, зрелищную.
Бытовая одежда — это одежда, которую человек носит дома и на работе (если не требуется специальная одежда).
Спортивная одежда — это специальная одежда для занятий спортом. При этом существенно отличается одежда, предназначенная для профессиональных спортсменов, от спортивной одежды для не спортсмена. В профессиональной одежде максимально учитываются требования конкретного вида спорта, применяются новейшие материалы и технологии, которые впоследствии могут применяться и в одежде для массового потребителя. В 1970-е гг. возникло понятие «одежда для спорта и отдыха», связанное с превращением одежды для занятия спортом в одежду не только для активного, но и для пассивного отдыха.
Производственная одежда — это одежда, предназначенная для работы на производстве: спецовки, оранжевые жилеты дорожных рабочих, белые халаты врачей и т.п. Производственная одежда проектируется с учетом требований, предъявляемых в соответствии с условиями труда и особенностями данного вида деятельности — она должна максимально соответствовать своей функции. В производственной одежде выделяют спецодежду, предназначенную для работы в неблагоприятной для человека среде: одежда сталевара, шахтера, работника химического производства, строительного рабочего, работника нефтегазовой промышленности, скафандр космонавта и т.п. Она должна выполнять защитную функцию и быть максимально удобной для выполнения определенных действий. Спецодежду шьют из специальных тканей: огнеупорных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты и т.п. В комплект спецодежды обязательно входят: специальная обувь (у строительных рабочих, например, с металлическими прокладками), головные уборы (шлемы, защитные каски и т.п.), рукавицы и т.п. Часто предусматривается «аппаратная часть» (как писали в 1920-е гг. советские конструктивисты, которые впервые предложили проектировать спецодежду для работы в особых условиях), например, лампочка, вмонтированная в каску шахтера.
Зрелищная одежда — театральный и кинокостюм, эстрадный костюм, цирко вой костюм, карнавальный костюм, фольклорный костюм для танцевальных и музыкальных коллективов, исполняющих произведения традиционного национального искусства. К зрелищной одежде предъявляются особые требования — она должна соответствовать характеру данного зрелища, иметь яркое образное решение, и, как правило, в малой степени учитывать требования сезонной моды.
Форменная одежда — форма, обозначающая принадлежность к определенной организации, ведомству. В форменной одежде на первый план выступает знаковая функция, хотя в отдельных случаях она должна выполнять и защитную функцию (военная форма). Военная форма — это максимально удобная и функциональная одежда, особенно предназначенная непосредственно для боевых действий или учений (она называется «полевой»); в парадной военной форме большее значение имеет знаковая функция. Можно выделить ведомственную форму, которую носят работники определенных ведомств и организаций: прокуроры, судьи, летчики, стюардессы гражданской авиации и проводники поездов т.п. Она различается по цвету и покрою, имеет знаки различия (прежде всего форменные пуговицы). Также можно выделить школьную форму, которая обозначает принадлежность к определенному учебному заведению. В современном мире форма встречается гораздо реже, чем, например, в XIX в., когда униформу носили чиновники всех ведомств, студенты университетов, гимназисты и учащиеся реальных училищ, почтальоны, телеграфисты и т.д.
В зависимости от использования в костюме одежда подразделяется на белье, платье и верхнюю одежду. Белье — одежда, надеваемая на тело (повседневное белье, одежда для сна, спортивное белье). Платье обозначает одежду, надеваемую на белье (костюм, собственно платье, блузка и юбка, брюки и свитер и т.п.). Верхняя одежда — это то, что надевается на платье в зависимости от сезона (пальто, плащ, куртка, и т.п.). Одежда подразделяется также в зависимости от того, как она крепится на фигуре: плечевая, нагрудная, поясная. К плечевой одежде относятся, например, пальто, жакет, блуза, куртка, сарафан; к нагрудной — жилет, безрукавка; к поясной — фартук, юбка, штаны.
Бытовая одежда, которую носит современный человек, делится на повседневную, нарядную, для отдыха, домашнюю (для работы и отдыха).
Повседневная одежда предназначена для работы и различных занятий (учебы, прогулок, посещений выставок и т.п.). Характер и стиль повседневной одежды зависят от рода деятельности человека, образа жизни, которую он ведет. Так как жизнь современного человека чрезвычайно многообразна, то и повседневная одежда разнообразна. Каждый человек предъявляет к одежде свои требования, стремится выразить свою индивидуальность, проявить свое отношение к миру и самому себе. Но можно определить, наверное, самое важное требование, которое мы предъявляем к одежде: она должна быть удобной и комфортной, а также должна соответствовать ситуации, в которой мы нахо димся. Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. Ее стиль зависит от характера работы, ведь не случайно сформировались понятия «деловая одежда», «деловой костюм», возникшие еще в XIX в. Если человек работает в офисе, банке, министерстве и т.п., то к его рабочей одежде предъявляются достаточно строгие требования. Как правило, это должен быть строгий классический костюм (у женщин исключаются брюки), обувь в классическом стиле. При этом должны отсутствовать: броский макияж и привлекающие внимание украшения (у женщин) и рубашка или галстук яркой расцветки (у мужчин). Руководство некоторых фирм требует от своих сотрудников носить одежду и аксессуары определенных марок и качества, так как внешний вид сотрудника определяет имидж самой фирмы. Работающие в тех учреждениях, где не требуется ношение специальной одежды или униформы (например, преподаватели в вузах, сотрудники различных контор и т.п.), могут позволить себе разнообразные стили и комплекты. Так называемые «лица свободных профес сий» (художники, кинооператоры, актеры, журналисты и т.п.) предпочитают одежду в свободном стиле, которая должна быть комфортной и удобной. Сво еобразной повседневной униформой стали джинсы в сочетании с разнообраз ным трикотажем.
Стиль повседневной одежды и степень соответствия последним модным тенденциям зависят от личного выбора человека. В последнее время прежние строгие требования к одежде для работы, особенно к деловой одежде, все более смягчаются. Появилось понятие «стиль свободной пятницы», когда не которые фирмы и компании разрешили своим сотрудникам в пятницу — последний день рабочей недели — приходить на работу в той одежде, кото рую они сами выберут, вместо традиционного делового костюма. Исследова ния показали, что производительность труда и работоспособность в этом случае выше, чем в обычной деловой одежде. Более того, «европейское законода тельство отменяет право работодателей принуждать своих сотрудников со блюдать строгие правила в одежде.
На ежегодной конференции юристов во Франции было заявлено, что от ныне руководители компаний, заставляющие своих сотрудников обязательно носить костюм, будут преследоваться в судебном порядке, так как диктат в одежде нарушает права человека и противоречит свободе самовыражения»*. Социологи прогнозируют, что в будущем должен измениться сам характер работы в связи с распространением глобальных компьютерных сетей, когда место работы человека будет находиться дома, у персонального компьютера. Это приведет к постепенному исчезновению в XXI в. классического английс кого костюма как одежды для работы, он сохранится скорее как дань тради ции. Его заменит более комфортная одежда, например, из трикотажа.
Раньше существовали достаточно четкие границы, разделявшие повседнев ную и нарядную одежду: в повседневных костюмах и платьях использовали оп ределенные ткани, минимум декоративных отделок, сдержанные цвета, а в нарядной одежде применяли ткани с ярко выраженными фактурами (шелк, бар хат, атлас, парчу), декоративные отделки (вышивку шелком, золотом, бисе ром, стразами, аппликацию, отделку галунами и тесьмой и т.п.), украшения.
В современной одежде подобного строгого разделения не существует, часто встречается нетрадиционное использование тканей при моделировании повседневной одежды (атлас и бархат), аппликация из кружева на кожаных куртках, вышивка, прозрачные ткани и т.п. И напротив, в нарядной одежде нередко мы видим ткани, которые ранее применяли исключительно при мо делировании верхней и повседневной одежды: вечерние платья, связанные на спицах или сшитые из джинсовой ткани; длинные юбки из твида или мохера; классический костюм из кожи, денима или набивной ткани. В совре менной моде границы между различными ассортиментными группами практически размыты, обозначены условно. И тем не менее, можно все же опре делить основные требования, которые необходимо учитывать при моделиро вании повседневной одежды: комфортность, целесообразность, простота форм, возможность комбинирования различных элементов костюма.
С начала 1970-х гг. в повседневной одежде преобладают комплекты, появляются понятия «рационального» или «базового гардероба», состоящего из разнообразных вещей, относящихся к единичному ассортименту (юбки, брюки, блуз ки, джемперы, жилеты, жакеты и т.п.) и хорошо сочетающихся между собой.
Нарядная одежда — это одежда для особых случаев: различных торжеств, приемов, праздников, посещения театра хотя в театр современный человек, как правило, ходит после работы в повседневной одежде) и т.п. Нарядная одежда должна создавать особое настроение и праздничную атмосферу.
Нарядная одежда предназначается для: домашних торжеств; посещения театров и концертных залов; официальных торжеств (премьера, вручение премии и т.п.); официальных приемов; встречи Нового года; выпускного бала; свадьбы и т.д.
Современной моде свойственен как традиционный подход к моделированию нарядной одежды, так и нетрадиционный. Некоторые дизайнеры вообще отрицают важность деления одежды на нарядную и повседневную (минималисты и деконструктивисты). Однако традиции сохраняются в нарядной одежде определенного назначения: свадебной (по-прежнему преобладают белые платья невесты, хотя эта традиция возникла только в начале XIX в.), для официальных торжеств (например, для мужчины в таких случаях обязателен смокинг, для женщины — длинное платье), для официальных приемов (в этом случае особенности одежды определяются протоколом). Как и в повседневной одежде, степень модности нарядной одежды зависит и от ее назначения, и от личного выбора ее обладателя.
Одежда для отдыха — одежда для занятий спортом, прогулок, отдыха у моря (в том числе одежда для пляжа), для посещения дискотек и ночных клубов. Основные требования к одежде для отдыха: ее функциональность и удобство, а также возможность для каждого человека проявить свою индивидуальность. Поэтому в ней так много элементов, заимствованных из спортивной одежды, и трикотажа.
Домашняя одежда — одежда, которую человек носит дома, для отдыха и для работы. В современной домашней одежде наблюдается та же картина, что и в других ассортиментных группах — стираются отличия от повседневной одежды и одежды для отдыха: традиционные домашние халаты, пеньюары, фартуки вытесняются все теми же универсальными вещами — джинсами и легинсами, трикотажными майками и джемперами. Наверное, единственная до сих пор незыблемая традиция — удобная домашняя обувь (тапочки, шлепанцы и т.п.). В 1970-е гг. благодаря популярности «этнического» стиля в моде ассортимент домашней одежды пополнился новыми формами, заимствованными из наци онального костюма: вместо ставших уже привычными восточных халатов (вошли в моду еще в XVII в.) и кимоно (вошли в моду в конце XIX — начале XX вв.) распространились арабские платья и «юбки-саронг».
Изменился и гардероб современного человека в целом. Ранее преобладал ситуационный подход к формированию гардероба модного человека — для каждого случая требовалась особая одежда. Например, модник в начале XIX в. должен был иметь как минимум три фрака: зеленый различных оттенков — для утренних визитов или выходов по делам, синий или темно-голубой — для визитов днем и обеда и черный — в качестве бальной и траурной одежды. Светская дама в 1840-е гг. могла менять в день до семи платьев: пеньюар; прогулочное платье, или платье для визитов; домашнее платье; платье для приемов (было еще «чайное платье» — для чаепития в пять часов); обеденное платье; театральное и, наконец, бальное. Все эти туалеты различались по цвету, качеству ткани, длине рукавов и глубине декольте. Гардероб же современной женщины, в принципе, может уместиться в одном чемодане. Вместо ситуационного подхода популярна идея рационального гардероба, состоящего из комплектов и многофункциональных вещей. Кроме того, актуален и игровой подход к формированию гардероба — в нем могут присутствовать вещи разных стилей, помогающие человеку менять свои образы, как актер меняет их с помощью театральных костюмов. Такое отношение к одежде позволяет с помощью костюма сделать жизнь более интересной и разнообразной.
Гид по одежде
Все еще сомневаетесь, что перед вами – платье или туника, джемпер или свитер? Наш гид по брендовой одежде развеет все ваши модные сомнения. Читайте и узнавайте детали, которые характерны для каждого вида одежды. Этот классификатор создан компанией Modoza специально для наших клиентов.
Блуза (блузка) – это женская одежда свободного фасона. Изготовлена из легкой, иногда полупрозрачной ткани (шифон, шелк, полиэстер и прочее). Характеристики: пуговицы (хотя их может и не быть), воротник, манжеты (если есть рукава), оборки, рюши, аппликации. Главные отличия от рубашки – легкая ткань, разнообразие фасонов, цветов, декоративных элементов.
Рубашка – это более строгая одежда определенного покроя. Для нее характерны: отложной воротник, застегивается с помощью пуговиц, рукава длинные (с манжетами) или короткие, могут быть накладные карманы. Ткань – более плотная, чем у блузы, как правило, хлопок.
Брюки (штаны) – это общее название одежды для нижней части тела. Отличительная черта – колени закрыты, как правило, штанины длиной по щиколотки.
Бриджи – это вид брюк, длиной ниже колен. Изначально с манжетами, а сверху широкие. Сейчас покрой и фасон могут отличаться.
Лосины – это обтягивающие эластичные брюки.
Джинсы – это брюки из денима. Раньше были только синего цвета, сегодня – любого оттенка.
Шорты – это короткие брюки. Длина штанин варьируется от мини и до колен.
Юбка – это одежда для нижней части тела, облегающая ноги и бедра вместе. Фасонов юбок много. Привязки к материалам нет.
Комбинезон – это мужская или женская одежда, состоящая из брюк (шорт) и верха, соединенных между собой.
Джемпер – это одежда БЕЗ ВОРОТНИКА. Одевается через голову, может быть застежка в верхней части.
Свитер – это джемпер с воротником (высоким, широким, объемным и т.д.).
Гольф (водолазка) – это джемпер с очень узким, плотно облегающим шею воротником.
Пуловер – это джемпер с v-образным вырезом.
Кофта – застегивается с помощью пуговиц (молнии) сверху донизу.
Кардиган – это трикотажная кофта без воротника с глубоким V-образным вырезом. Может быть мужским и женским, на пуговицах и без. В женском варианте много фасонов и видов декора. Длина тоже может варьируется.
Жакет – это исключительно женская одежда, разновидность пиджака, укороченная его версия. Может быть с длинными и короткими рукавами. Его используют в повседневной жизни.
Пиджак – это мужская (женская) одежда. Детали: пуговицы (в один или два ряда), отложной воротник, лацканы, длинные рукава.
Болеро – это короткая женская кофта (с пуговицами или нараспашку), длина которой чуть прикрывает грудь.
Топ – верхняя часть женской одежды без рукавов (или с короткими рукавами). Разнообразие фасонов: однотонный и цветной, различные декоративные элементы. Боле нарядная, женственная вещь.
Футболка – может быть женской и мужской. Рукава: короткие, до локтей, ¾ или длинные. Вырез круглый, как правило, без воротника. Материал – хлопок или ткани с его составляющими. Может быть и однотонной, и с принтом.
Майка – это мужская (женская) одежда без рукавов для спорта, повседневной жизни. Вырезы и декольте зависят от стиля. В основном майка одноцветная одежда, может быть декор на груди.
Поло – это футболка с длинным или коротким рукавом. Отличительная черта – отложной воротник и пуговицы (молния) в верхней части.
Футболка с длинным рукавом
Футболка с длинным рукавом – это обычная хлопковая футболка, как правило, с круглым вырезом и длинным рукавом.
Тенниска – то же самое, что и футболка поло.
Реглан – это одежда, в которой рукав составляет одно целое с плечом. Это покрой рукава, а не название предмета одежды. Регланом можно назвать футболку с длинным рукавом, но с покроем рукава в этом фасоне.
Платье – это одежда, которая состоит из соединенного верха и юбки.
Сарафан – это платье без рукавов, которое одевают поверх другой одежды.
Туника – это свободная одежда. Длина варьируется от середины бедер и до колен. Поэтому изделие часто путают с платьем. Основные отличия – тунику нужно носить с брюками или лосинами, а платье – самостоятельный завершенный наряд. Даже если туника длинная, под нее можно надеть брюки, под платье же брюки не носят.
Жилет – это женская или мужская одежда без рукавов. Варианты стилей: классический, повседневный. Также жилет может быть разновидностью верхней одежды, когда его утепляют пухом или синтепоном.
Пончо – это свободная одежда с отверстием для головы. Также это может быть накидка, прикрывающая плечи, но без рукавов. В современных коллекциях в пончо могут быть отверстия для рук.
Ветровка – это легкая куртка из непромокаемого материала, она защищает от ветра и дождя. Отличительная черта: нет подкладки.
Куртка – это верхняя одежда с подкладкой. Как правило, куртка короткая, но есть и удлиненные модели. Может быть воротник, капюшон, карманы. Иногда удлиненную куртку путают с укороченным пальто. Главное отличие – куртка не подходит для формальных встреч, это, все-таки, более casual-вариант одежды.
Пальто – это верхняя одежда на пуговицах, длиной до или ниже колена. Могут быть лацканы, карманы, воротник, пояс. Как правило, его делают из мягкой ткани. Может быть демисезонным и зимним.
Плащ – это демисезонная верхняя одежда чаще всего на пуговицах. Ее делают из непромокаемой ткани, подкладка тонкая. Бывает двубортный и однобортный.
Полушубок – это верхняя одежда из натурального или искусственного меха. Отличительная черта – длина до бедер и выше.
Пуховик – это куртка или пальто, у которого внутри перо и (или) пух подкладка. Верхняя часть, как правило, стеганая. Хотя внешний материал может состоять из шерсти, меха и т.д.
Спортивный костюм – это одежда для занятий спортом или досуга. Состоит из брюк (шорт) и олимпийки (футболки).
100 и 1 вид верхней одежды: полный словарь видов пальто, курток и прочего
По вине ли снега (и падающей температуры!) или нет, но в последнее время у нас постоянно на уме только один вид одежды — верхняя. И, когда цвет неба меняется с голубого на серый, мы согреваемся мыслью, что для всех нас существуют изысканные и привлекательные модели.
Как бы то ни было, у каждого есть свой избранный, излюбленный предмет верхней одежды для холодного времени года — но лишь тот факт, что вы каждый день его надеваете, еще не значит, что вы непременно знаете его название. Ваша кожаная куртка в заклепках — это куртка-пилот, блейзер или косуха? И вообще куртка ли это? Без паники, мы здесь, чтобы ознакомить вас со всеми видами верхней одежды — поехали!
Виды пальто
Предмет верхней одежды для улицы, с рукавами и длиной, как правило, ниже бедер.
Фото: lookbook / Kayla Seah
Анорак
Непромокаемая куртка, чаще всего с капюшоном, вдохновленная подобными куртками, носимыми в заполярье.
Анорак с отделкой искусственным мехом от DKNY ($ 158)
Пальто из верблюжьей шерсти
Предмет верхней одежды, сделанный из шерсти двугорбого верблюда.
Пальто из верблюжьей шерсти, модель «Флоренция» от Stella McCartney Florence ($ 2,070)
Полупальто
Короткое пальто с прямыми полами, разработанное для ношения при вождении автомобиля.
Фетровое полупальто от Brunello Cucinelli ($ 5,595)
Пальто-кокон
Пальто свободного силуэта без четко обозначенных линий талии и плеч, обычно длиной чуть выше колена или до колен.
Пальто-кокон из букле в стиле оверсайз от Derek Lam ($ 2,590)
Дафлкот
Также известное как пальто с застежками-тоггл, это пальто выполнено из байки, грубой шерстяной ткани. Оно застегивается на роговые тогглы (также известные как моржовые клыки) и веревочные петли, у него есть капюшон, два больших накладных кармана, и оно длиной почти до колен.
Дафлкот из шерстяного мелтона от J. Crew ($ 398)
Пыльник (пальто-дастер) / легкое длинное пальто
Легкое, свободное пальто, вдохновленное предметом гардероба, который изначально носили ковбои для защиты своей одежды от дорожной пыли.
Пыльник из войлока, модель «Эшли» от Ramy Brook ($ 495)
Честерфилд
Длинное строгое пальто, без горизонтальных швов.
Пальто Честерфилд из ткани в «елочку» от Saint Laurent ($ 3832)
Парка
Широкая ветронепроницаемая куртка с капюшоном, разработанная для холодной погоды.
Парка с меховым капюшоном, модель «Шелберн» от Canada Goose ($ 695)
Бушлат
Короткое двубортное пальто из шерсти, вдохновленное униформой моряков.
Двубортное пальто от Tommy Hilfiger ($ 195)
Длинное пальто из водонепроницаемой или водостойкой ткани.
Плащ с капюшоном от Calvin Klein ($ 100)
Тренч
Свободное водонепроницаемое двубортное пальто с поясом, вдохновленное униформой солдат.
Короткий двубортный тренч из поплина, модель «Marystow» от Burberry ($ 1,095)
Виды курток
Верхняя одежда для улицы с рукавами и длиной, как правило, чуть ниже талии.
Фото: lookbook / Sui Qian
Клубный пиджак (блейзер)
Жакет, который носят поверх рубашки, и который выглядит, как пиджак от костюма, но не является его частью.
Твидовый клубный пиджак с тесьмой от Rebecca Taylor ($ 425)
Болеро
Очень короткий простого кроя жакет, вдохновленный теми, что первоначально носили матадоры.
Болеро из файдешина от Carolina Herrera ($ 1290)
Бомбер (куртка-пилот)
Короткая куртка, которая заканчивается в районе талии эластичным поясом, зачастую с плотным подкладом, обычно из овчины.
Бомбер с принтом и приспущенной линией плеч от 3.1 Phillip Lim ($ 795)
Стеганая куртка / пуховик
Стеганая куртка с наполнителем из пуха.
Стеганая куртка с отстегивающимся капюшоном от Moncler Bady ($ 995)
Френч
Также известен как куртка м-65. Эта куртка была изначально разработана для армии. Обычно бывает оливкового цвета и с капюшоном, который можно свернуть в воротник.
Двухцветный френч из вощеного хлопка от Michael Michael Kors ($ 138)
Косуха
Также известна как байкерская куртка, это кожаная куртка, прообразом которой стала та, которую обычно носят мотоциклисты — длиной до талии и обычно с молниями и заклепками.
Косуха из шагреневой кожи от T by Alexander Wang ($ 1,350)
Смокинг
Также известный как вечерний пиджак, это жакет, как правило, черного цвета с атласными или поплиновыми лацканами, который надевают на официальные мероприятия.
Креповый смокинг от BLK DNM ($ 695)
Университетская куртка
Также известная как бейсбольная или клубная куртка. Ее прообразом стали куртки, которые носили студенты американских университетов и колледжей. У нее на груди нашивка — буква, обозначающая название учебного заведения. Их обычно изготавливают из вареной шерсти, рукава из кожи. Пояс и манжеты из эластичного материала.
Университетская куртка от DKNY ($ 695)
Ветровка
Ветронепроницаемая куртка с плотно прилегающим воротом, поясом и манжетами.
Ветровка, модель «Claudette Klassic» от K-Way ($ 55)
Накидки
Фото: lookbook / Borjana R.
Короткая накидка без рукавов, свободная и открытая спереди, с застежкой на вороте.
Кейп из плотной ткани от Alexander McQueen ($ 2,695)
Накидка
Предмет верхней одежды, как правило, без рукавов. Она свободно ниспадающий от линии плеч и закрывает перед и спину.
Накидка из смешанной шерсти, модель «Минималист» от Ted Baker ($ 348)
Пончо
Родом из Южной Америки, это предмет одежды из плотной шерстяной ткани с прорезью для головы посередине.
Пончо из козьей шерсти от Polo Ralph Lauren ($ 345)
Классификация одежды по назначению и использованию.
В зависимости от назначения современная одежда подразделяется на бытовую, спортивную (для профессионального и любительского спорта), производственную, зрелищную, форменную.
Бытовая одежда, которую носит современный человек, подразделяется на повседневную, нарядную, для отдыха, домашнюю.
Повседневная одежда предназначена для работы и различных занятий (учебы, прогулок, посещений выставок, совершения покупок и т. п.), ее носят в течение дня. Характер и стиль повседневной одежды зависят от рода деятельности человека, образа жизни, который он ведет. Так как жизнь современного человека чрезвычайно многообразна, то и повседневная одежда разнообразна. Каждый человек предъявляет к одежде свои требования, стремится выразить свою индивидуальность, проявить свое отношение к миру и самому себе. Но можно определить, наверное, самое важное требование, которое предъявляются к современной одежде: она должна быть максимально удобной, а также соответствовать ситуации, в которой мы находимся.
Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. Ее стиль зависит от характера работы — не случайно сформировались понятия «деловая одежда», «деловой костюм», возникшие еще в XIX в. Если человек работает в офисе, банке, министерстве и т. д., то к его рабочей одежде предъявляются достаточно строгие требования. Как правило, это должны быть строгий классический костюм и обувь в классическом стиле, строгие прически. В таком деловом костюме недопустимы броский макияж и привлекающие внимание украшения у женщин или яркая расцветка рубашки и галстука у мужчин. Руководство некоторых фирм требует от своих сотрудников носить одежду и аксессуары определенных марок и качества, так как внешний вид сотрудника должен соответствовать имиджу самой фирмы. Люди, работающие в таких местах, где не требуется ношения специальной одежды или униформы (например, преподаватели в высших учебных заведениях, сотрудники различных контор и т. п.), могут позволить себе более свободный стиль одежды: разнообразные стили помимо классического, комплекты вместо костюмов. Так называемые лица свободных профессий (художники, кинооператоры, актеры, журналисты и др.) предпочитают одежду в свободном стиле, которая должна быть комфортной и удобной. Своеобразной униформой повседневной одежды стали джинсы в сочетании с разнообразным трикотажем.
В современной моде можно определить основные требования, которые необходимо учитывать при моделировании повседневной одежды: комфортность, целесообразность, простоту форм, возможность комбинирования различных элементов костюма. С начала 1970-х гг. в повседневной одежде преобладают комплекты, появляется понятие «рационального», или «базового», гардероба, состоящего из разнообразных вещей, относящихся к единичному ассортименту (юбки, брюки, блузки, джемперы, жилеты, жакеты и т. п.) и хорошо сочетающихся между собой.
Нарядная одежда — это одежда для особых случаев: различных торжеств, приемов, праздников, посещения театра (хотя в театр современный человек, как правило, ходит после работы в повседневной одежде) и т. п. Нарядная одежда должна создавать особое настроение и праздничную атмосферу. По назначению нарядная одежда подразделяется на одежду для домашних торжеств, посещения театров и концертных залов, официальных торжеств (премьера, вручение премии и т. п.), официальных приемов, встречи Нового года, выпускного бала, свадьбы и т. д.
В современной моде присутствует как традиционный подход к моделированию нарядной одежды, так и нетрадиционный. Некоторые дизайнеры вообще отрицают подразделение одежды на нарядную и повседневную (минималисты и деконструктивисты). Однако традиции по-прежнему сохраняются в нарядной одежде определенного назначения: свадебной (до сих пор преобладают белые платья невесты, хотя эта традиция возникла только в начале XIX в.), для официальных торжеств (например, для мужчины в таких случаях обязателен смокинг, для женщины — длинное платье), официальных приемов (в этом случае особенности одежды определяются протоколом). Как и в повседневной одежде, степень модности нарядной одежды зависит и от ее назначения, и от личного выбора ее обладателя.
Одежда для отдыха — одежда для занятий спортом, прогулок, отдыха у моря (в том числе одежда для пляжа), для посещения дискотек и ночных клубов. Основные требования к одежде для отдыха — ее функциональность и удобство, а также возможность для каждого человека проявить свою индивидуальность. Поэтому в ней так много элементов, заимствованных из спортивной одежды и трикотажа.
Домашняя одежда — одежда, которую человек носит дома для отдыха и для работы. В современной домашней одежде наблюдается та же картина, что и в других ассортиментных группах: стираются различия между ней и повседневной одеждой и одеждой для отдыха (традиционные домашние халаты, пеньюары, фартуки вытесняются все теми же универсальными вещами — джинсами и леггинсами, трикотажными майками и джемперами). Наверное, единственная до сих пор незыблемая традиция — удобная домашняя обувь (тапочки, шлепанцы и т. п.). В 1970-х гг. в моду вошла домашняя одежда в этническом стиле, но вместо уже ставших привычными восточных халатов (вошли в моду еще в XVII в.) и кимоно (вошли в моду в конце XIX — начале XX в.) распространились арабские платья.
Спортивная одежда — это специальная одежда для занятий спортом. При этом одежда, предназначенная для профессиональных спортсменов, существенно отличается от спортивной одежды для любителей. В профессиональной одежде максимально учитываются требования конкретного вида спорта, применяются новейшие материалы и технологии, которые впоследствии могут применяться и в одежде для массового потребителя. Из спортивной одежды в бытовую одежду перешли такие материалы, как трикотаж, ткани с лайкрой, многослойные «ткани-бутерброды» (непромокаемые и ветронепроницаемые, водо- и воздухопроницаемые ткани с мембранным покрытием, «дышащие» и сохраняющие тепло). В 1970-е гг. возникло понятие «одежда для спорта и отдыха» (спортсвер), связанное с превращением одежды для занятия спортом в одежду не только для разнообразного активного, но и для пассивного отдыха.
Производственная одежда — это одежда, предназначенная для работы на производстве: спецовки, оранжевые жилеты дорожных рабочих, белые халаты врачей и т. п. Производственную одежду проектируют с учетом требований, предъявляемых в соответствии с условиями труда и особенностями данного вида деятельности: она должна максимально соответствовать своей функции.
В производственной одежде выделяют спецодежду, предназначенную для работы в неблагоприятной для человека среде, которая должна выполнять защитную функцию и быть максимально удобной для выполнения определенных действий: одежда сталевара, шахтера, работника химического производства, строительного рабочего, работника нефтегазовой промышленности, скафандр космонавта и т. п. Спецодежду шьют из специальных тканей: огнеупорных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты и т. п. К ней обязательно добавляют специальную обувь (у строительных рабочих, например, с металлическими прокладками), головные уборы (шлемы, защитные каски и т. п.), рукавицы и т. п. Часто предусматривается «аппаратная часть» (как писали в 1920-х гг. советские конструктивисты, которые впервые предложили проектировать спецодежду для работы в особых условиях), например лампочка, вмонтированная в каску шахтера.
Зрелищная одежда — это различного вида костюмы: театральный, для кино, эстрадный, цирковой, карнавальный, фольклорный для танцевальных и музыкальных коллективов. К зрелищной одежде предъявляются особые требования — она должна соответствовать характеру данного зрелища, иметь яркое образное решение и, как правило, в малой степени учитывать требования сезонной моды (за исключением костюмов исполнителей популярной музыки — рок- и поп-звезд, которые нередко становятся законодателями моды, например Мадонна или Леди Гага).
Форменная одежда — это униформа, обозначающая принадлежность к определенной организации, ведомству. В форменной одежде на первый план выступает знаковая функция, хотя в отдельных случаях она должна выполнять и защитную функцию (военная форма). Военная форма — это максимально удобная и функциональная одежда, предназначенная непосредственно для боевых действий или учений (она называется полевой); в парадной военной форме большее значение имеет знаковая функция.
Можно выделить ведомственную форму, которую носят работники определенных ведомств и организаций (прокуроры, судьи, летчики, стюардессы гражданской авиации, проводники поездов и т. п.). Она отличается по цвету и покрою, имеет знаки различия, прежде всего форменные пуговицы.
Также можно выделить школьную форму, которая обозначает принадлежность к определенному учебному заведению. В современном мире форма встречается гораздо реже, чем, например, в XIX в., «веке мундира», когда униформу носили чиновники всех ведомств, студенты университетов, гимназисты и учащиеся реальных училищ, почтальоны и телеграфисты и т. д.
В зависимости от использования одежда подразделяется на белье, платье и верхнюю одежду.
Белъе надевается на тело (повседневное белье, одежда для сна, спортивное белье).
Платье обозначает одежду, надеваемую на белье. Это может быть костюм, собственно платье, блузка и юбка, брюки и свитер и т. п.
Верхняя одежда — это то, что надевается на платье в зависимости от сезона (пальто, плащ, куртка и т. п.).
Кроме того, одежда в зависимости от того, как она крепится на фигуре, подразделяется на плечевую, нагрудную, поясную.
К плечевой одежде относятся, например, пальто, жакет, блуза, куртка, сарафан и т. п., к нагрудной — жилет, безрукавка, к поясной — фартук, юбка, штаны.